Звезда зарубежного кинематографа

Хеди Ламарр

Хеди Ламарр (англ. Hedy Lamarr, урождённая Хедвиг Ева Мария Кислер (нем. Hedwig Eva Maria Kiesler); 9 ноября 1914 — 19 января 2000) — популярная в 1930—1940-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретательница.

Хеди Ламарр родилась в Вене в 1914 году. В 16 лет поступила в актерскую школу и начала сниматься в кино. Известность ей принес фильм 1933 года «Экстаз», считающийся первым эротическим фильмом в истории мирового кино.

Мировую известность фильм «Экстаз» получил как первая кинолента в истории художественного полнометражного кино, содержащая эротическую сцену с обнажённым женским телом: в ней героиня на протяжении 10 минут купается в лесном озере. Фильм осудил в том числе папа римский Пий XII. Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат лишь через несколько лет с цензурными купюрами. В частности, в Германии Гитлер разрешил выпустить её на экраны в сокращённой цензурой версии под названием «Симфония любви» только в январе 1935 года. В большинстве лент, демонстрировавшихся в США и Европе, сцены с обнажённой актрисой были вырезаны.

Эта роль одновременно и открыла ей дорогу на лучшие киностудии мира, и сделала ее заложницей образа “ecstasy girl”, от которого Хеди так и не удастся освободиться.
У ног красавицы Хеди валяются богатейшие мужчины со всей Европы, и вскоре она выходит замуж за одного из них – Фрица Мандля. Он ревнует жену к ее кинокарьере и сажает в «золотую клетку», в которой она долго не выдерживает.
В 1937 году Хеди, в лучших традициях жанра, сбегает от мужа-тирана и набирающего силу фашизма в Америку, где перед ней распахиваются двери лучших голливудских студий.
«Рискованный эксперимент», «Странная женщина», «Самсон и Далила» — роли следуют одна за другой, публика в восторге, гонорары и слава растут. Но этого ей мало. Дело в том, что природа одарила Хеди Ламарр не только сказочной красотой, но и недюжинным умом.

В разгар Второй мировой войны Хеди приходит в Национальный совет изобретателей США с ошеломляющей идеей. Дело в том, что система наведения радиоуправляемых торпед в то время имела один существенный недостаток. Во время передачи сигнала торпеде, противник, обнаружив это, отправлял помехи на той же радиочастоте и глушил сигнал, что не позволяло выпущенной торпеде эффективно поражать цели.
Ламарр предложила простую идею – разбить сигнал на несколько частей, передавать их на разных частотах, чтобы противник не имел возможности глушить, а передатчик и приемник синхронизировать. Довести эту идею до ума ей помог композитор Джордж Антейл. Он предложил как раз схему синхронизации с использованием валика механического пианино.
Да-да, не смейтесь, актриса и композитор в 1942 году запатентовали «Систему секретных сообщений»
Эта система позволяла передавать сигнал с использованием комбинаций из 88 доступных частот, при этом противник не мог его заглушить из-за эффекта «прыгающей частоты».
Но – то ли потому, что это изобретение было сделано людьми, далекими от науки и промышленности, то ли в силу просто ограниченности ума руководителей Военно-Морских США в то время, уникальное изобретение Хеди Ламарр и Джорджа Антейла было засекречено и положено под сукно на долгие годы.
Только в 80-е годы патент был рассекречен, и технология «прыгающих частот» начала активно использоваться для многих видов беспроводной передачи данных, включая сотовую и спутниковую связь, Wi-Fi и GSM.

А тем временем судьба Хеди Ламарр складывалась не самым счастливым образом. Шесть браков не принесли ей счастья. Отношения с тремя детьми (один из которых – приемный) тоже были далеки от идеальных. Неуживчивый и категоричный характер Хеди рассорил ее со всем Голливудом и сделал ее персоной-нон-грата в киношных кругах.
В общем, последние годы Хеди Ламарр были не очень радостными, наполненными скандалами и гнусными сплетнями, и очень одинокими.
В 1997 году ее роль в изобретении технологии для беспроводной передачи информации, наконец-то, была оценена, и ей дали какую-то там премию. Не Нобелевскую. Но она была уже ничему не рада и на вручение не явилась.
И все эти годы Хеди постоянно обвиняли в том, что она якобы украла идею изобретения у своего первого мужа, Фрица Мандля, и его сотрудников во время визитов в военные лаборатории рейха, которыми руководил Фриц в середине 30-х годов. Эти поездки, и правда, были очень важными для последующего изобретения, потому что именно там Хеди познакомилась с принципами работы противокорабельного оружия и систем наведения. Как и у всех актеров, у нее была прекрасная память, что, в сочетании с острым умом, и дало ей возможности первой сообразить, как решить проблему глушения сигнала на одной частоте.

Слава и признание все-таки нашли ее, хотя и поздно. Помимо премии 1997 года, позже ее имя было занесено в Национальный зал славы изобретателей США, а ее день рождения – 9 ноября – стал Днем изобретателя в немецкоговорящих странах.
Она умерла в 2000 году, в возрасте 86 лет, в доме престарелых. Ее прах был развеян ее сыном, Энтони Лодером, согласно завещанию матери, в Австрии, в Венском лесу.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»