Звезда

Анастасия Вертинская — Ассоль, Гуттиэре, Мона… волшебная девушка

Анастасия Вертинская (родилась 19 декабря 1944, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из красивейших актрис в истории мирового кинематографа, ярчайшая представительница золотого века советского кино. Наиболее известные фильмы с участием актрисы — «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет», «Война и мир», «Анна Каренина», «Не горюй!», «Влюбленные», «Случай с Полыниным», «Тень», «Безымянная звезда».  
Ассоль, Гуттиэре, Офелия, Кити Щербацкая, Лиза Болконская, Мона из Безымянной звезды — это все она-девушка не из народа, сказочная, неземная, волшебная.

Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Отец — Вертинский Александр Николаевич (1889-1957), великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактер, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни.  Мать — Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса (1923-2013). Сестра — заслуженная артистка РСФСР Марианна Вертинская (род. 1943). Марианна родилась в Шанхае (в трёхмесячном возрасте, как сама шутила, совершив «своё первое путешествие за границу»), Анастасия — в Москве, в гостинице «Метрополь», где семья провела три года, прежде чем получила квартиру на улице Горького, 14.
У сестёр было счастливое детство, родители постарались дать им наилучшее образование, особый упор при этом делая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. «Отец старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», — позже вспоминала Анастасия Вертинская.
В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, но её не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой». Затем она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам, но всё изменилось в 1960 году.

Когда к режиссёру Александру Птушко, искавшему исполнительницу главной роли в фильме «Алые паруса», пришла девочка-подросток в спортивном костюме с короткой стрижкой, он поначалу собирался отказать ей в пробе. Только после того, как Вертинской подобрали длинный парик и переодели её в платье, Птушко разрешил сделать несколько снимков, оценил выразительность внешности пятнадцатилетней школьницы и утвердил её на роль Ассоль в фильме, где снялись также Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев (героиня Вертинской говорила в фильме голосом актрисы Нины Гуляевой, которая позже рассказывала, что «Насте было 15 лет, и она не смогла профессионально озвучить свою героиню, поэтому режиссёр пригласил на озвучание меня»).
Фильм «Алые паруса», появившийся на экранах страны в 1961 году и снискавший громадный зрительский успех, сразу сделал молодую актрису знаменитостью. Только за первый год проката фильм посмотрели 23 миллиона зрителей. сразу «Алые паруса» сделали молодую актрису знаменитостью.

В следующем году новая удачная роль – Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», поставленной по книге Александра Беляева. Фильм «Человек-амфибия» стал лидером советского кинопроката 1962 года — 65 млн зрителей.

В 1962 году актрису приняли в труппу Московского театра имени Пушкина.
В 1967 году окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина.
В 1967-1968 годах — актриса театра имени Евгения Вахтангова,
В 1968-1980 — актриса театра «Современник». Актриса МХАТа (1980-1989).

Одной из лучших киноработ Анастасии Вертинской стала роль Офелии в «Гамлете» – известной экранизации шекспировской пьесы, созданной Григорием Козинцевым. Актриса продолжала успешно играть в кино и на телевидении, удачными были и роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1966-1967, фильм удостоен приза Американской киноакадемии «Оскар») и роль Китти в фильме «Анна Каренина» (1968). За «Анной Карениной» последовали картины: «Влюблённые», «Не горюй!» (режиссёр Георгий Данелия, по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен»), «Случай с Полыниным» (по повести Константина Симонова), «Преждевременный человек» (режиссёр Абрам Роом, по незавершённой повести Максима Горького «Яков Богомолов»), «Человек на своем месте»…

Почти одновременно с работой в картине по повести Максима Горького Анастасия Вертинская снялась в фильме по сказке Шварца «Тень». В 1978 году Михаил Козаков снял телевизионный фильм «Безымянная звезда» по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастиана с Анастасией Вертинской в главной роли.

И на экране, и на сцене Анастасия Вертинская воплощает образы литературных героинь из произведений самых разных форм и жанров, сочинённых писателями самых разных эпох и направлений. Она – актриса утончённой психологической глубины и, по словам выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса, «столь физически естественна и обладает такой изысканной актёрской грацией, что это кажется порой невероятным».

В уникальном театральном эксперименте Анатолия Эфроса – постановке «Бури» Уильяма Шекспира Анастасия Вертинская сыграла сразу две роли – Просперо и Ариэля.
В 1989 году российские зрители смогли увидеть её необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле «Мираж, или Дорога русского Пьеро», приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.
Последняя роль в театре – в спектакле «Имаго» в постановке Нины Чусовой.

В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным актриса преподавала актёрское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром «Комеди Франсез», в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе). На сцене парижского театра «Nanterre des Amandiers» вместе с учениками поставили спектакль «Чехов. Акт III», куда вошли третьи акты из «Дяди Вани», «Трёх сестер» и «Вишнёвого сада».

В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актёров (с 1996 года — Благотворительный фонд актёров).
А.А. Вертинская являлась автором телепрограмм «Золотое сечение» и «Другие берега» (канал ОРТ).

Анастасия Вертинская уже несколько лет не снимается в кино и не играет в театре. Актриса неожиданно начала заниматься кухней в ресторанах своего сына, Степана Михалкова. Она контролирует работу поваров в трёх отнюдь не последних московских заведениях.

Замкнутая, живущая в своем собственном мире, Вертинская, практически не дает интервью, не жалует акул пера и не появляется на телевидении. Актриса живет интересами своей семьи и трепетно хранит память о прошлом. Она можно сказать ушла из актерской профессии, но имя ее уже давно стало легендой имени самой себя.

Заслуженная артистка РСФСР (11.08.1980)
Народная артистка РСФСР (17.03.1988)

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

error: Alert: Контент защищен!
Close