Актер одной роли

Наталья Вавилова

Наталья Вавилова (род. 26 января 1959, Москва, РСФСР, СССР) — советская киноактриса.

Не сразу всё устроилось,
Москва не сразу строилась,
Москва слезам не верила,
А верила любви.
Снегами запорошена,
Листвою заворожена,
Найдет тепло прохожему,
А деревцу — земли…

40 лет назад кандидат физмат наук Сергей Никитин вместе с поэтами Юрием Визбором и Дмитрием Сухаревым написали песню — специально для кинокартины «Москва слезам не верит». На «Мосфильме» её снял Владимир Меньшов, и премьера состоялась в конце декабря 1979 года в кинотеатре «Звёздный» на проспекте Вернадского. Так что в наступившем  2019-м году празднуем 40-летие культового московского фильма.

в субботу свой седьмой десяток разменяла исполнительница не главной, но весьма заметной роли в этой картине — Александры (Сашки) Тихомировой, дочери телеоператора Рудика Рачкова…

Besame, besame mucho
Como si fuera esta noche la ultima vez
Besame, besame mucho
Que tengo miedo perderte, perderte despues…

Ну, за новую москвичку… Александру… Как её по батюшке-то?

Наталья Дмитриевна Вавилова родилась 26 января 1959 года в Москве в семье дипломата. Мать была домохозяйкой, Наталья — пятый ребёнок в семье, самая младшая. Родители видели её будущим сотрудником МИД.
Семья проживала в доме №82 по Ленинскому проспекту («верные ленинцы» до сих пор называют его «Властой» — по одному из первых в Москве «иностранных» магазинов, училась в школе №117 — во дворе 78-го дома (магазин «Телевизоры»).

Как-то во «Власте» к 7-класснице с огромными красивыми глазами подошла ассистентка режиссёра Юлии Солнцевой (к слову, лауреата Сталинской премии) с классическим вопросом «Девочка, хочешь сниматься в кино?» И Вавилова вскоре дебютировала в кинематографе — в мосфильмовской ленте «Такие высокие горы».

Но всесоюзная известность пришла к Наташе два года спустя после выхода другой мосфильмовской ленты «Розыгрыш» — про московских школьников (роль Таи-юродивой). Кстати, это был режиссёрский дебют Владимира Валентиновича Меньшова — недавнего выпускника аспирантуры при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма).

Потом были не столь заметные роли: «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Красные дипкурьеры» и «По улицам комод водили».

В общем, родители поздно спохватились. Устроили Наташу на курсы МИД, надеясь, что дочь пойдёт всё же по стопам отца. Только авторитет и красноречие Алексея Владимировича Баталова, которого Меньшов привёз на Ленинский, чтобы упросить родителей отпустить младшую дочь, позволили Вавиловой сняться в фильме — будущем обладателе «Оскара».

Параллельно Наталья поступила во ВГИК, в актёрскую мастерскую Е.Матвеева, которую окончит в 1984 году. А на премьерном показе фильма в Доме Кино осенью 1979 года Меньшов познакомил Вавилову со своим другом-ровесником Самвелом Гаспаровым — выпускником режиссёрского факультета ВГИКа (мастерская М.Ромма). Бурно вспыхнувший роман 20-летней первокурсницы и 41-летнего режиссёра вскоре завершился браком, в котором они живут уже почти четыре десятка лет.

Гаспаров — личность весьма неординарная. Родился в Тбилиси в армяно-еврейской семье, работал шофёром-дальнобойщиком. Потом бросил всё, в том числе и первую жену. Подался в Москву. Совершенно случайно его рассказы, записанные в тетрадках, передали Михаилу Ильичу Ромму — пятикратному лауреату Сталинской премии и народному артисту СССР…
В 1970-80-х годах Самвел Владимирович снял десять фильмов, в основном, боевики про Гражданскую войну. Наиболее известные — «Ненависть», «Хлеб, золото, наган», «Шестой», «Забудьте слово «Смерть». Для последнего Владимир Высоцкий написал песню «Пожары над страной», которая, увы, в картину не вошла.
После развала страны Гаспаров ушёл из кинематографа в бизнес. К слову, организовывал концерт Майкла Джексона в Лужниках в 1993 году, где чуть не потерял миллион долларов. Но это всё, как говорится, другая история…

А карьера Натальи Вавиловой, к большому сожалению, прервалась. На съёмках исторического фильма «Николай Подвойский» режиссёра Юрия Борецкого в Ярославле в 1986 году актриса упала с лошади и получила травму позвоночника средней тяжести. Через две недели Наталья уже могла вернуться на съёмочную площадку. Но режиссёр, просивший её не предавать инцидент огласке, за это время успел взять на главную роль другую актрису.

Душевная травма от такого предательства оказалась серьёзнее физической, и Вавилова решила порвать с кинематографом. Актриса снялась ещё в картине своего мужа «Стервятники на дорогах» (1990) и в фильме «Дело Сухово-Кобылина» (1991).

Ещё когда Рублёвка не была столь «дорогой» и «престижной», Гаспаров и Вавилова купили там небольшой участок, построили дом. С тех пор Наталья Дмитриевна избегает всяких контактов с прессой.  По словам Самвела Владимировича, она посещает церковь, оказывает материальную помощь детским домам, бедным, обездоленным детям. Занимается садоводством, цветоводством, кулинарией и благотворительной деятельностью.

Вот такие московские судьбы…

Александра, Александра,
Этот город — наш с тобою,
Стали мы его судьбою —
Ты вглядись в его лицо.
Чтобы ни было вначале,
Утолит он все печали.
Вот и стало обручальным
Нам Садовое кольцо…

 

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

error: Alert: Контент защищен!
Close