Режиссеры и сценаристы

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай (30 января 1923, Свободный, Амурская губерния — 19 ноября 1993, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

Наверное, в нашей стране нет человека, который не любил бы фильмы Гайдая, ставшие настоящей киноклассикой советского кинематографа. Юмор в его фильмах стал эталоном и синонимом смешного. Гайдай умел рассмешить миллионы. Он всегда добивался, чтобы было смешно и выражено минимумом слов. Он отсекал все лишнее, что мешало сцене, все украшения, которые, например, психологической драме были бы кстати. Гайдай был режиссером определенного стиля, что со временем стало особенно очевидно. Он часто говорил: «Это не Гайдай! Это в другую картину», так как четко представлял, что противопоказано его динамичному и острому стилю. Гайдаевский выбор актеров всегда был очень точный. Он не выискивал актеров, как некоторые режиссеры, а твердо знал, кто ему нужен для данного фильма. Он отбирал, хорошо зная, что ищет, и всегда находил.

Актриса Н.В. Варлей, которая работала с Гайдаем во время съемок фильма «Кавказская пленница» вспоминала о режиссере: «Талант – это искра Божья. Не хочется говорить банальности, но талант всегда штучен. Гайдай, вне всякого сомнения, был отмечен Богом. Природа его таланта – это доброта, любовь, уважение к людям и, конечно, уникальное чувство юмора. Он видел смешное там, где большинство из нас его не замечают. Гайдай часто показывал актерам, как надо играть. Это был, конечно, высший пилотаж. Он умел показывать так, что на экране его ни в одной роли видно не было. Он влезал в шкуру персонажа и играл Нину, Шурика, Балбеса или еще кого-нибудь. Но это ведь непросто показать молоденькой восемнадцатилетней девочке, как ее героиня Нина должна посмотреть на Шурика? А Гайдай превосходно это делал. И я без слов понимала, чего он хочет. Гайдай был замечательным артистом».

***

Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободном на Дальнем Востоке (ныне Амурской области России)  в семье железнодорожного служащего. В том же году семья перебралась в Читу, затем — в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазкове. Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42 (ныне Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время прибыл в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги». Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и направлен в госпиталь.

В 1947 году Гайдай окончил театральную студию при Иркутском драматическом театре. Через два года он переехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.В. Александрова). Говорят, И.А. Пырьев и Б.В. Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха. В студенческие годы Гайдай познакомился с Н.П. Гребешковой, которая стала его женой и с которой он прожил всю жизнь. Его избранница жила близ Арбата, и он часто провожал ее вечером до дома. Сам Гайдай занимал комнату в общежитии в Подмосковье и порой не успевал на последнюю электричку, поэтому ему приходилось ночевать на вокзале. После окончания учебы в 1955 году Гайдай устроился работать режиссером на киностудию «Мосфильм» (Мосфильмовская ул., 1), и в 1956 году снял свой первый фильм (как ни странно драматический) – «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.

Картину заметил режиссер М.И. Ромм и каким-то образом разглядел в ней юмористический талант Гайдая. Именно он посоветовал молодому режиссеру снимать комедии.

В 1959 году Гайдай поселился со своей женой в доме № 5, корпус 1 по улице Черняховского. По этому адресу он прожил до самой смерти.

В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранён от режиссёрской работы. Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал), его «простили».

В 1961 и 1962 годах вышли две короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые сделали Гайдая известным. Эти незатейливые фильмы породили уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа – Балбеса, Труса и Бывалого. Фильмы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 год), «Кавказская пленница» (1966 год) и «Бриллиантовая рука» (1968 год) стали яркой гайдаевской комедийной трилогией 1960-х годов. В 1995 году фильм «Бриллиантовая рука» был признан лучшей отечественной комедией за сто лет.

В следующем десятилетии режиссер снял еще несколько комедий, вошедших в золотой фонд отечественного кино – «Двенадцать стульев» (1971 год), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год) и «Не может быть!» (1975 год). Песня «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» стала визитной карточкой всех московских ресторанов 1970-80-х годов. В начале 1980-х годов на экраны вышли комедии «За спичками» и «Спортлото-82». Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей.

В 1981-88 годах Гайдай снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», которые тоже пользовались огромной популярностью. В 1989 году режиссеру присвоили звание Народный артист СССР.

Последней работой стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышедший в 1992 году.

Сценарии к своим фильмам писал совместно с Яковом Костюковским, Морисом Слободским, Владленом Бахновым, Романом Фурманом, Аркадием Ининым и другими.

Леонид Гайдай скончался вечером 19 ноября 1993 года, на 71-м году жизни, в московской больнице в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Одним из героев гайдаевских фильмов можно назвать Москву. Некоторые картины режиссера показывают столичные городские пейзажи и зарисовки московской жизни. Улицы и дома служили декорациями для его фильмов. Дом, в котором живут Шурик, Бунша и Шпак из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», находится на Новокузнецкой улице (дом № 17). Когда звучит знаменитая фраза Ивана Грозного, пораженного красотой города: «Лепота-а-а!», в кадре новая Москве – начало Кутузовского проспекта, проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Съемки киноновеллы «Напарник» проходили в районе будущей станции метро «Свиблово» – на улице Седова. В новелле «Наваждение» Шурик и Лида учатся в Политехническом институте. В роли этого учебного заведения выступает Институт элементоорганических соединений имени Несмеянова РАН (ул. Вавилова, 28). Замечательно представлена Москва в картине «12 стульев». Правда, Гайдаю для создания антуража города 1920-х годов пришлось выбирать несколько другие адреса, нежели те, что фигурируют в романе. Но попавшие в кадр уголки столицы очень хорошо компонуются с сюжетом произведения 1927 года.

Имя режиссера было присвоено одной из площадей на территории киноконцерна «Мосфильм». В 2013 году на доме по улице Черняховского, где много лет жил Гайдай, была установлена мемориальная доска (на фотографии).

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

error: Alert: Контент защищен!
Close