Режиссеры и сценаристы

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн (10 [22] января 1898, Рига, Российская империя — 11 февраля 1948, Москва, СССР) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Эйзенштейн был наделен множеством талантов, уникальной памятью, редкостной образованностью, блистательным и живым умом, искрометным юмором. Как кинематографист Эйзенштейн стал для многих поколений примером режиссера-новатора, режиссера-экспериментатора. Стремясь активно воздействовать на зрителя, Эйзенштейн строил острые, необычайные, впечатляющие эпизоды, называя их аттракционами. Эйзенштейн впервые доказал, что художник в кинематографе может свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Он сам создавал время, он был летописцем эпохи – XX века, века-трагедии. Вершиной творческого пути мастера стала картина «Броненосец «Потемкин», которая стойко возглавляет рейтинг в международных опросах, держа титул «фильма № 1 всех времен и народов».

Высокого мнения о творчестве Эйзенштейна был Ч. Чаплин. Он писал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный» представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это превосходнейший метод ее трактовки. Поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты».

Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в Риге в семье городского архитектора.  Отец, гражданский инженер Михаил Осипович Эйзенштейн (первоначально Айзенштейн) происходил из еврейской купеческой семьи Васильковского уезда Киевской губернии. Дед по материнской линии, Иван Иванович Конецкий, родился в городе Тихвине. По рассказам, пришёл в Петербург пешком. Там вступил в подряды, женился на купеческой дочери и открыл дело — «Невское баржное пароходство». После смерти Ивана Конецкого дело его приняла жена, Ираида Матвеевна. Конецкого похоронили в Александро-Невской лавре. Ираида жила в квартире на Старо-Невском проспекте с дочерью, Юлией Ивановной, которую выдали замуж за инженера, Михаила Осиповича Эйзенштейна. Впоследствии он стал рижским городским архитектором и дослужился до чина действительного статского советника, что давало право на потомственное дворянство для детей.

Благодаря приданому матери, Юлии Ивановны, семья жила зажиточно, имела прислугу и принимала у себя крупнейших чиновников города.

В 1907 году, во время Первой русской революции, семья уехала в Париж. По приезде обратно в том же году Сергей поступил в рижское реальное училище. Помимо основного образования, он получал уроки игры на рояле и верховой езды. Учил три языка: английский, немецкий и французский; постигал искусство фотографии, увлекался рисованием комиксов и карикатур.

Четырёхлетний бракоразводный процесс родителей завершился разводом 26 апреля [9 мая] 1912 год. Мальчик остался жить с отцом, а мать ещё с 1908 года жила в Петербурге по адресу улица Таврическая, 10.

В 1915 году Эйзенштейн окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров.

После Октябрьской революции Эйзенштейн обеднел и оказался отрезан от родного города, богатых родителей и родственников. Он всерьёз увлёкся искусством, в частности архитектурой театра.

В 1920 году он переехал в Москву и стал работать заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссерских мастерских. Он жил в одной комнате со своим другом детства М.М. Штраухом – известным актером. В 1921-22 годах Эйзенштейн учился в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. В 1920-34 годах Эйзенштейн жил в доме № 23 по Чистопрудному бульвару (на фотографии). Первый кинематографический опыт Эйзенштейна – киношутка под названием «Дневник Глумова», главным героем которой является дом Арсения Морозова на Воздвиженке. 24 декабря 1925 года вышел «Броненосец «Потемкин». Этот фильм имел огромный успех как в СССР, так и за рубежом.

«Удар за ударом… делаю «Потемкин», «Мать», «Октябрь», «Конец Санкт-Петербурга», «Арсенал»… – писал режиссер. – Врезаясь в кинотеатры Европы и Америки своими достоинствами, эти фильмы действуют как разрывные пули. Они пробивают броню цензур, прокатных интриг, полицейского сопротивления». С 1932 года Эйзенштейн преподавал во ВГИКе (в 1937 году он стал профессором). В 1934-40 годах он жил на Потылихе, в доме № 54б. В 1940 году режиссер поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в Большом театре. Эйзенштейн сотрудничал с киностудией «Мосфильм», на которой, в частности, был снят его фильм «Иван Грозный». Съемки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Умер режиссер в 1948 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Для москволюбов самым значимым фильмом Эйзенштейна является «Стачка» 1924 года. Эта картина по своим художественным качествам уступает «Броненосцу «Потемкину» или «Ивану Грозному». Но в кадры «Стачки» попали уникальные виды Москвы 1920-х годов – Москвы, которую уже через несколько лет после выхода фильма мы начнем бесследно терять. Эйзенштейн явился еще и своеобразным летописцем уходящей дореволюционной Москвы. В фильме появляется Ивановская горка: Хитровкий переулок и Хитровская площадь. Одна из самых драматических сцен происходит в Зарядье, которое в советское время было полностью уничтожено. В «Стачке» можно увидеть знаменитый Дом-корабль – самый красивый московский дом с галдарейками.

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьёй «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Именем Эйзенштейна в 1968 году была названа улица (бывший 4-й Сельскохозяйственный проезд) в районе проспекта Мира. На доме на Чистопрудном бульваре есть мемориальная доска. В 1966 году по адресу Смоленская улица, 10 был создан Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна (музей-квартира). Библиотека и личные вещи Эйзенштейна были завещаны государству П.И. Аташевой – вдовой режиссера.

 

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

error: Alert: Контент защищен!
Close