Шедевры кино

Добровольцы (1958)

«Добровольцы» — советский художественный фильм 1958 года по одноимённому роману в стихах поэта Евгения Долматовского. Романтическое и героическое повествование о комсомольцах 1930-ых годов: от начала индустриализации страны до послевоенной «оттепели» 1950-ых годов. Рассказ о судьбе поколения, вынесшего на своих плечах строительство первой очереди Московского метрополитена, репрессии, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление страны.

Хорошо над Москвою-рекой
Услыхать соловья на рассвете
Только нам по душе непокой
Мы сурового времени дети!

Комсомольцы-добровольцы
Мы сильны нашей верною дружбой
Сквозь огонь мы пойдём, если нужно
Открывать молодые пути…

60 лет назад — 20 октября 1958 года — в московском кинотеатре «Ударник» в рамках фестиваля, посвящённого 40-летию ВЛКСМ, состоялась премьера фильма «Добровольцы». Картину выпустил на Московской киностудии имени Горького (с 1963 года — Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького) 36-летний режиссёр Юрий Егоров. Он же написал сценарий вместе с 41-летним лауреатом Сталинской премии Евгением Долматовским — на основе опубликованного поэтом в 1956 году (после «исторического» XX-го съезда КПСС) одноимённого романа в стихах.

Евгений Аронович Долматовский родился в Москве в семье известного адвоката, доцента Московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского (расстрелян в 1939 году за «участие в контрреволюционной деятельности», реабилитирован в 1954-ом).
В годы учёбы в педагогическом техникуме Е.Долматовский начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро, в частности, возводил ст.м.»Охотный ряд» (в фильме подземный вестибюль именно этой станции снят в качестве бомбоубежища). Тогда 18-летний Евгений по призыву Московского комсомола пошёл добровольцем на строительство московского метрополитена. Одновременно занимался парашютным спортом в аэроклубе.

Первая книга лирических стихов Долматовского была опубликована в 1934 году, а в 1937-м он окончил Литературный институт.
С 1939 по 1945 год Евгений Аронович в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Красной Армии (в частности, в освобождённой Западной Белоруссии, в Финляндии). В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал, скрывался на оккупированной территории, в ноябре перешёл линию фронта…
Военкор Долматовский присутствовал при подписании акта капитуляции Германии.

Ещё до войны всесоюзную известность и народное признание получили песни на стихи Долматовского — «Любимый город может спать спокойно…» («к/ф «Истребители»), «Уходит от берега «Ястреб морской…», «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» (к/ф «Сердца четырёх»). А в 1942 году — «Ты ждёшь, Лизавета…» (к/ф «Александр Пархоменко»).

Юрий Павлович Егоров — уроженец Сочи, в 1950 году окончил ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). Ещё студентом сыграл немецкого офицера в к/ф «Молодая гвардия» С.Герасимова.
Третий фильм Егорова «Они были первыми» (1956) стал дебютом в кинематографе 28-летнего артиста Театра им. Е.Вахтангова Михаила Ульянова (к слову, и 20-летнего студента «Щуки» Михаила Державина).

В конце 1956 года Егоров позвонил Долматовскому. Вот как поэт вспоминал о том разговоре с незнакомым кинорежиссёром:

Он предложил по роману написать сценарий и поставить фильм. Егоров сказал, что не мыслит себе фильм без песни добровольцев. Это решило всё — я почувствовал в себе возможность осуществить свою давнишнюю мечту… Песня далась мне очень трудно. Вероятно я слишком хорошо знал материал, как бы уже отработал его сердцем, ничего нового не мог извлечь из круга образов и представлений о комсомольцах 30-х годов. Меня выручило, пожалуй, желание написать песню о людях тех прошедших лет, но такую, чтобы сегодняшние и завтрашние комсомольцы полагали, что эта песня о них…  Музыку к фильму писал Марк Фрадкин, мой старый товарищ, с которым мы встретились еще в 1941 году.
(Они написали тогда «Случайный вальс» — «Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука…»)

Любопытно, что в фильме песня «Комсомольцы-добровольцы» звучит как бы разбитая на три части. Первая — в начале, ещё под титры. Затем сбитый Уфимцев (П.Щербаков) поёт в Испании вместе с другими воинами-интернационалистами:

Поднимайся в небесную высь
Опускайся в глубины земные
Очень вовремя мы родились
Где б мы ни были — с нами Россия!

И третья часть — Акишин (Л.Быков) поёт по телефону с Дальнего Востока:

Лучше нету дороги такой
Всё, что есть, испытаем на свете
Чтобы дома, над нашей рекой
Услыхать соловья на рассвете…

А ведь в к/ф «Добровольцы» впервые прозвучала и ещё одна прекрасная песня Долматовского-Фрадкина с припевом:

А годы летят, наши годы,
Как птицы, летят,
И некогда нам оглянуться назад…

«Добровольцы» — настоящая московская кинокартина про настоящих москвичей. Хотя самой Москвы в ней не так много (плюс — строительство метро): Красная площадь, дом четы Кайтановых (Садовая-Самотечная, №11), уличный трамвай и Сокольники…

Они заблудились меж просек аллейных
Под сенью берёз и весенних созвездий
Влюблённые нынешнего поколенья
Как просто вам стало в Сокольники ездить
И новая юность поверит едва ли
Что папы и мамы здесь тоже бывали.

Егоров собрал отличный актёрский ансамбль: помимо Ульянова (который только что стал всенародно известным после выхода к/ф «Дом, в котором я живу») в роли Кайтанова, это:
— 27-летняя актриса Московского театра им.Пушкина Элина Быстрицкая в роли Лёли (параллельно снималась у С.Герасимова в «Тихом Доне» — «Аксинья, лучше которой уже никогда не будет», — скажет потом М.Шолохов)
— 27-летний артист Харьковского драмтеатра им. Т.Шевченко Леонид Быков (уже известный по к/ф «Максим Перепелица»)
— 26-летний артист театра Группы советских войск в Германии Пётр Щербаков (по-существу, кинодебют)
— 19-летняя студентка ВГИКа Микаэла Дроздовская в роли жены Уфимцева (недавно запомнился её дебют в к/ф «За витриной универмага»)
— 18-летняя студентка «Щепки» Людмила Крылова в роли Маши-парашютистки.
Кстати, в титры почему-то не попала 33-летняя лауреатка Сталинской премии Нонна (Ноябрина) Мордюкова — эпизодическая роль метростроевки, исполнявшая в шахте фрагмент из оперы «Кармен»…

По-разному сложились судьбы исполнителей главных ролей после выхода фильма на экраны.
Так, Ульянов (между прочим, был недоволен своей ролью, отмечая «некрасивость героя») отбил у самого Николая Крючкова его жену белоруску Аллу Парфаньяк (Парфаняк). Помните спецкора «Пионерской правды» в к/ф «Небесный тихоход»? (Вместе с Ульяновым работала в Театре им.Вахтангова.)

Быстрицкая поступила в Малый театр, а Быков перебрался на к/с «Ленфильм». Щербаков оказался в новом Театре «Современник», куда вскоре будет принята и Крылова (уже ставшая женой О.Табакова). Дроздовская будет работать в Театре-студии Киноактёра, сниматься в целом ряде известных фильмов. Последней ролью станет жена Папишвили в к/ф «Мимино» (1977) — потом трагически погибнет при пожаре в гостинице Орджоникидзе (с 1990 года опять Владикавказ).

Юрий Павлович Егоров выдаст своих дочерей замуж за И.Ясуловича и П.Чухрая, ещё снимет «Простую историю» (с М.Ульяновым, Н.Мордюковой и В.Шукшиным), серию картин о лётчиках, «Однажды двадцать лет спустя» (с Н.Гундаревой) — на 2-м фото Егоров справа, вместе с известным оператором Н.Пучковым (последняя работа в жизни — «День выборов») на съёмках этой картины; «Отцы и деды» (с А.Папановым и В.Смирнитским).

Ну, а Евгений Аронович Долматовский напишет, в частности, ещё около двух десятков песен, которые также станут по-существу народными. Которые все знают и поют, например, «Ленинские горы», «Если бы парни всей Земли», «За фабричной заставой», «Венок Дуная», «Где ты раньше был?», «Нет, мой милый», «Комсомольская площадь»…

Всякий раз, когда повторяют по ТВ к/ф «Добровольцы», смотрю от и до, хотя знаю наизусть все кадры, реплики и, конечно, песни. А самая любимая (и сильнейшая) сцена, когда всегда подступает комок к горлу и наворачиваются слёзы. Великое кино!

 

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Alert: Контент защищен!
Close