Почему Он говорит притчами?(10-17)
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего говоришь им притчами?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; Мат.25,29;
Мар.4,25;
Лук.8,18;
Лук.19,26
13 поэтому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, Ис.6,9-10;
Мар.4,12;
Лук.8,10;
Иоан.12,40;
Деян.28,26;
Рим.11,8
15 ибо огрубело сердце этих людей и ушами с трудом слышат, и свои глаза сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16 Ваши же блаженны глаза, что видят, и ваши уши, что слышат, Лук.10,23
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. 1 Пет.1,10
Изъяснение притчи о сеятеле (18-23)
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: Мар.4,15;
Лук.8,11
19 ко всякому, слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в его сердце – вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота этого века и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Притча о пшенице и плевелах (24-30)
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на своем поле;
25 когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницей плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на твоем поле? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в мою житницу.
Притча о зерне горчичном (31-32)
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своем поле, Мар.4,30;
Лук.13,18
32 которое, хотя меньше всех семён, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в его ветвях.
Притча о закваске (33-36)
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, пока не вскисло всё. Лук.13,20
34 Всё это Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, Мар.4,33
35 да сбудется сказанное через пророка, который говорит: "открою Мои уста в притчах; скажу сокровенное от создания мира". Пс.48,4;
Пс.77,2
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И Его ученики, приступив к Нему, сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Изъяснение притчи о пшенице и плевелах (37-43)
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это дети Царства, а плевелы – дети лукавого;
39 враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы – Ангелы. Иоил.3,13;
Откр.14,15
40 Поэтому, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине этого века:
41 пошлет Сын Человеческий Своих Ангелов, и соберут из Его Царства все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в огненную печь; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве их Отца. Кто имеет уши слышать, да слышит! Дан.12,3
Притчи о скрытом сокровище и драгоценной жемчужине (44-46)
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает то поле.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Притча о закинутом неводе (47-52)
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: выйдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в огненную печь: там будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из своей сокровищницы новое и старое.
"Не бывает пророк без чести" (53-58)
53 И, когда окончил Иисус эти притчи, пошел оттуда.
54 И, придя в Свое отечество, учил их в их синагоге, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мар.6,2;
Лук.4,16
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и Его братья Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? Пс.68,9-10;
Мат.1,18;
Мат.12,46-50;
Мат.27,56;
Мар.6,3;
Мар.15,40;
Иоан.6,42;
Иоан.7,3;
Деян.1,14;
Гал.1,19;
Иуд.1,1
56 и Его сестры не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в своем отечестве и в своем доме. Мар.6,4;
Лук.4,24;
Иоан.4,44
58 И не совершил там многих чудес по их неверию.