Обучение и воспитаниеИнтересные факты

Как появились названия нот

Изобретение, не менее великое, чем буквы, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку. И мы не могли пройти мимо и не рассказать вам об истории ее появления.

Впервые унифицировать символы нот решил итальянский монах Гвидо Ареццо, живший в XI веке. Он обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

И тогда Гвидо придумал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Более высокие ноты изображал на более высокой линейке.

Читайте также: Новости Украины

Именно Ареццо придумал названия нот. Он обозначил их первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю, каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. Эту мелодию в церковном хоре использовали в качестве распевки. В молитве звучит просьба о сохранении силы голоса.

Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes

Что в переводе звучит как «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний».

Слоги ut, re, mi, fa, sol, la стали названиями нот. Как видите, сначала нот было 7.

Седьмую ноту «си» добавил уже в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони. Название это он получил их последней строки первой строфы, сложив две первые буквы в словах Sancte Iohannes.

Он же заменил название первой ноты «ут» на привычное нам «до», не оставив никаких пояснений, почему. И хотя принято считать, что заглавная нота ряда получила название от латинского Dominus – «Бог», позже исследователи предположили, что он просто взял первые две буквы своей фамилии. Какой шутник??

Да, изобретение нот позволило Гвидо обучить певчих этой своеобразной азбуке, а также научить их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет — два года!

Завидный пример оптимизации процесса!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»