мультфильмы, семейное и детское кино, исторические фильмы
 
Советские и русские фильмы

Советское и российское кино

Советское кино, документальные фильмы
 


 
Как испортить прекрасный советский фильм?
Сделать в наше время продолжение!



Кино – самое молодое из искусств, но оно давно уже признано самым важным из искусств, и оно действительно ориентирует многих людей в их жизни. Кино создает общественное мнение и управляет им. Это обеспечило ему не только привязанность зрителей, но и самое пристальное внимание со стороны власти.
Слагаемые техники кино были известны задолго до его появления – камера обскура, стробоскоп, объектив. Но надо было и объединить в эффективную систему, что сделал француз Жан Луи Люмьер в 1895 году. Вскоре состоялся первый киносеанс в Париже. Быстрота распространения кино поразительна – первые киносеансы в Москве и Санкт-Петербурге состоялись уже в 1896 году. Больше времени прошло прежде чем была организована русская кинопромышленность. Первые русские кинофирмы (в том числе фирмы Дранкова и Ханжонкова) появились в 1908 году. Выдающаяся роль России в развитии кино заключалась в быстром осознании его специфических художественных возможностей. Первые художественные фильмы иллюстрировали народные песни и произведения русской классической литературы ("Понизовая вольница", 1908 года был посвящен песне о Стеньке Разине). В 1911 – 1913 годах в России снимались первые объемные мультипликационные фильмы. Режиссер Владимир Гардин снял фильм "Дворянское гнездо" (1915). В фильме "Наташа Ростова" (1915) его соавтором был Яков Протазанов, снявший фильмы "Пиковая дама" (1916) и "Отец Сергий" (1918), где играл выдающийся актер Иван Мозжухин. Огромный успех у публики имели "светские драмы", где играли знаменитые красавицы – Вера Холодная, Вера Коралли.
В советский период были осознаны агитационные возможности кино (фильмы Юрия Желябужского и Льва Кулешова). Частные ателье поставили фильмы "Барышня и хулиган" (1918), по сценарию и с участием Владимира Маяковского, и "Поликушка" (1919), по Льву Толстому, главную роль в котором играл Иван Москвин. С 1922 года сфера кино перешла под контроль Управления Госкино. Организовывались кино фабрики, была предоставлена широкая свобода работникам кино, и это принесло результаты, поразившие весь мир. Сергей Эйзенштейн в фильмах "Броненосец Потемкин", "Стачка" и "Октябрь" (первые – 1925, последний – 1927) развернул выразительную панораму трагедий и борьбы рабочего класса, достигнув почти эпического звучания. Всеволод Пудовкин снял картины, показавшие психологический мир людей, вовлеченных в революционные события – "Мать" (1926, по М. Горькому), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингиз-хана" (1929). Применяя свободный монтаж, крупные планы, новаторские методы игры актеров, режиссеры, по существу, создали новый, синтетический вид искусства, обладающий огромной силой воздействия. В 1921 году Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и Сергей Юткевич организовали Фабрику эстетического актера (ФЭКС), где начали производство увлекательных приключенческих фильмов. Таким образом сложилась школа киноискусства, поражающая многообразием аспектов изображения жизни. Среди фильмов конца 1920-х – начала 1930-х годов выделяется "Сорок первый" Протазанова (1927, по Борису Лавреневу), "Обломок империи" Фридриха Эрмлера (1929), "Путевка в жизнь" Николая Экка (1931), "Окраина" Бориса Барнета (1933). Успех имели также бытовые комедии: "Закройщик из Торжка" Протазанова (1925), "Коллежский регистратор" Желябужского по "Станционному смотрителю" А.С. Пушкина(1925), "По закону" Кулешова по рассказу Дж.Лондона (1926).
Сталинский период отмечен резким сокращением числа выпускаемых фильмов, усилением государственного надзора за кино, мобилизацией больших средств для производства каждого фильма. Выход фильма на экраны становился событием В этой атмосфере появился фильм "Чапаев" братьев Васильевых (1934), в главной роли – Борис Бабочкин, "Мы из Крондштата" Дзигана (1936), "Депутат Балтики" Александра Зархи и Иосифа Хейфица (1937), в главной роли – Николай Черкасов, ранняя лениниана была представлена фильмами Михаила Ромма "Ленин в октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939), в главной роли – Борис Щукин. Другим ведущим жанром киноискусства стала музыкальная комедия, выполнявшая в обществе тех лет роль массовой культуры – "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938) (все три фильма режиссера Григория Александрова, в главной роли Любовь Орлова), "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941) (оба фильма режиссера Ивана Пырьева, в главной роли Марина Ладынина). Разрабатывался жанр исторической эпопеи: "Петр I" Владимира Петрова (1937-1939), "Александр Невский" и "Иван Грозный" Эйзенштейна. Одна из лучших лент военных лет - "Два бойца" Леонида Лукова (1943).
Послевоенные репрессии нанесли кино серьезный удар.
Оттепель вернула к работе крупнейших мастеров; также появилось новое поколение режиссеров. Сквозной темой киноискусства с 1960-х до 1980-х гг. стала война : "Летят журавли" Михаила Калатозова (1957), "Баллада о солдате" Григория Чухрая (1959), "Иваново детство" Андрея Тарковского (1962), "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого (1972).
Проблемы шестидесятых отражены в фильмах "Чужая родня" Михаила Швейцера (1956), "Девять дней одного года" Ромма (1962), "Живет такой парень" Василия Шукшина Сергей Эйзенштейн Всеволод Пудовкин Василия Шукшина (1964). Насыщены жизненными проблемами комедии "Я шагаю по Москве" Георгия Данелия (1964), "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова (1966). Масштабными стали экранизации литературы – "Гамлет" режиссера Козинцева (1964), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1966-1967).
1970-е годы отмечены расцветом творчества режиссера-философа Андрея Тарковского ("Андрей Рублев", "Зеркало", "Ностальгия") и работами Георгия Данелия в1980-е годы потрясшего зрителей фильмом "Покаяние". На это же и последующее десятилетие приходятся основные фильмы Марка Захарова и Эльдара Рязанова. Рок-культура 1980-х отразилась в культовом фильме своего времени "Асса".
Шедевры мультипликационного кино создали Федор Хитрук и Юрий Норштейн.
Экономические потрясения 1980-х – 1990-х годов разрушили налаженную систему кинопроизводства и проката, однако потребность в искусстве кино не упала. Такие режиссеры, как Леонид Гайдай, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия продолжили творческие искания в трудных условиях нашего времени.
***
Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год. В интервью для журнала «Variety» бывший зампред Госкино СССР Борис Павленок говорил о том, что кинотеатры в СССР посещают 4 миллиарда зрителей в год. Средняя цена билета была 22,5 копейки и при кассовых сборах в 1 миллиард рублей со всей киносети получается именно такая цифра. Этого хватало, чтобы вернуть кредит, вести производство, оплачивать тиражи фильмов. Примерно 550-570 миллионов забирало государство в виде налогов. Оставшегося хватало, чтобы делать такие картины, как "Война и мир" или эпопею "Освобождение". С 1976 года ежегодно было 30 режиссерских дебютов. Было создано на "Мосфильме" объединение "Дебют", условием работы в котором было: ставьте что хотите, снимайте как хотите, выход на экран зависит от проката - купит или не купит. Hо творческому составу платили повышенные ставки, чтобы они не были ущемлены по сравнению с теми, кто работает в "большом кино".
А финансировалось кино так. Получив тематический план, зампред Госкино шел в Госплан, а потом в Министерство финансов и получал лимит на производство фильмов. Тогдашний министр финансов Василий Федорович Гарбузов был большим любителем кино. Когда он смотрел комедии, с ним в одном ряду сидеть было нельзя: все кресла тряслись. И если возникали сложности, он безоговорочно решал вопрос. Обычно Госкино получало до 100 миллионов рублей в год. Оно должно было их освоить и погасить банковский кредит. Студии продавали фильмы прокату (другой структуре Госкино), прокат продавал кинотеатрам, и деньги, полученные от сборов за билеты, Госкино возвращало в банк.
Интересно, может быть одна из проблем современного рынка интеллектуальной собственности в том, что меняющиеся председатели кабинетов министров кино не любят и его не смотрят? Вместо принятия компетентного решения государственные чиновники любят произносить, что легких реформ не бывает. Но государству не нужно тратить средства на эту реформу. Государство должно предложить стратегию и определить правила игры новых участников этого рынка. Причем кардинально всех, а не только кинопроизводства. Поскольку сегодня кинорынок и рынок механических носителей – составляющие единого целого, логично друг друга дополняющие.
Известно, что в искусстве есть две тенденции: одна - искусство для зрителя, а другая - искусство для развития искусства. И фильмы, которые обогащали кинематограф, как правило, зрительским интересом не пользовались. Hо на них в советское время, как ни странно, находило деньги Госкино. Например, в случае с Андреем Тарковским. Его творчество зритель всегда воспринимал трудно. В среднем, чтобы фильм оправдывал себя, нужно было, чтобы его посмотрело 17 миллионов зрителей. Далеко не всегда прокат хороших фильмов с этой цифрой справлялся. Хотя, например, Василий Шукшин снимал точно. Без лишних съемочных дней и попусту потраченной пленки. Производство фильма "Калина красная" стоило 289 тысяч рублей и посмотрело ее 140 миллионов человек. Сегодняшние российские условия производства любого вида интеллектуальной собственности не позволили бы работать ни Тарковскому, ни Шукшину. В сегодняшних сценариях профессионализм, выстроенность и сюжетную понятность обнаруживаешь с трудом. Можно сколько угодно допытываться у режиссера: "А про что у тебя кино? В двух фразах", - и слушать его долгий рассказ. И будет непонятно - он не знает, о чем его фильм или ему стыдно признаться. Задачей Госкино СССР было составление тематического плана. Именно чиновники Госкино хотели, чтобы кинематограф был всеохватным. Чтобы были не только лирические фильмы, но и исторические. Чтобы были фильмы военной тематики. Чтобы это был многожанровый кинематограф. Особое внимание уделяли комедиям, семейным фильмам. Это то, что зритель принимал всегда. Сегодняшние коммерческие российские кинообъединения пока еще слабы и не могут соперничать по количеству выпускаемых фильмов с Госкино СССР. Но отсутствие активов – фактор временный. Они уже заняты производством и намерены полностью обеспечить российский рынок и современными кинотеатрами, и российскими картинами. Но отсутствие официальной государственной политики в первую очередь не позволяет снимать малобюджетное, но любимое зрителем кино: комедии, семейное кино и мелодрамы. Не всякий проект целесообразно пускать в широкий прокат с рекламой, идентичной рекламе западного блокбастера или отечественного «Ночного дозора». Хорошая российская мелодрама может и не собрать в прокате требуемых для окупаемости производства и рекламной кампании средств. А на рынке механических носителей она сполна вернула бы своему создателю затраты. Однако в условиях политики государственной анархии в отношении сегодняшнего рынка интеллектуальной российской собственности это, к сожалению, невозможно. Значит, по-настоящему «вкладываться» без большого риска прокатчики могут лишь в масштабные высокозатратные проекты, предпочтительно «блокбастеры». Способные соперничать с эквивалентным продуктом киноиндустрии других стран. И за это специфическое и несвойственное любой цивилизованной стране ограничение можно благодарить своих же чиновников, занимающихся банальным перераспределением отпущенных бюджетом средств и поиском возможностей при этом распределении заработать. При этом удел зрителей - просмотр близнецов-сериалов на телевидении, вместо качественного кинематографа. Чья история еще совсем недавно была полна яркими примерами.

А вот, что хотелось бы снять:

Проект нового фильма!


(продолжение следует)




  Copyright © Москва Таганка, Planet of cartoon films and family cinema 
Информационные партнеры
Каталог сайтов и интернет магазинов на Axes.ru