Актер второго планаХарактерный актер

Валерий Носик

Сегодня 83 года со дня рождения Носика Валерия Бенедиктовича

Валерий Носик (9 октября 1940, Москва — 4 января 1995, там же) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации.

Валерий Носик родился 9 октября 1940 года в Москве. Отец Валерия Носика, Бенедикт Носэк был поляком, перебравшимся на Украину, где он упростил фамилию, и стал Носиком. На Украине он женился на каширской мещанке Александре Субботиной, и в 1940 году у супругов родился сын Валерий, а в 1948 году – Владимир, которые впоследствии оба стали известными актерами.
Родители Валерия и Владимира не имели к искусству никакого отношения — их мама была бухгалтером, а папа — служащим. Валерий Носик с четвертого класса начал заниматься самодеятельностью — ходил на занятия в студию ДК ЗИЛа, которой руководил замечательный педагог Сергей Львович Штейн.

После окончания школы Валерий решил поступить во ВГИК, но с первой попытки его не приняли, и он устроился работать слесарем-монтажником на завод имени Лихачева. А в следующем году он все же попал во ВГИК, где обучался в мастерской Михаила Ромма. Валерий был очень способным студентом, хорошо учился, был очень пластичен и любил заниматься пантомимой.
Владимир Носик вспоминал о брате: «Валерий с энтузиазмом ходил в драмкружки, потом в народном театре при Дворце культуры ЗИЛа работал, откуда вышло много знаменитых актеров. Окончив ВГИК, Валера пошел в ТЮЗ. Он был очень азартен в желании стать актером». Позже братья не раз снимались вместе, в том числе в картине «Преступление и наказание».

К моменту окончания в 1963 году ВГИКа Валерий Носик уже успел сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль Носа в драме режиссера Марии Федоровой в картине «Стучись в любую дверь», снятой в 1958 году. Кроме того, с 1961 года Валерий совмещал учебу во ВГИКе и съемки в кино с работой в Московском ТЮЗе. Он много работал, постоянно был занят на съёмках, репетициях, концертах и записях.

В ТЮЗе Валерий Носик познакомился с Лией Ахеджаковой, они вместе работали, между ними завязались взаимоотношения, и Носик на ней женился. Однако детей у Носика и Ахеджаковой не было, и они разошлись. После развода Валерий всегда отзывался о своей бывшей жене только самыми хорошими словами.

Валерий Носик, как правило, играл комедийные острохарактерные роли. И хотя роли эти чаще всего были небольшими, они никогда не оставались незамеченными. Его герои, забавные и чудаковатые, неизменно вызывали улыбку зрителей.

В кино Валерий Носик сыграл около 140 ролей, в основном, второго плана и эпизодических. Но все его персонажи были острохарактерными и запоминающимися, вне зависимости от продолжительности экранного времени. Чаще всего режиссёры эксплуатировали дар актёра в комедийных ролях, и это оправданно – сама внешность Носика с его открытой улыбкой, хитринкой во взгляде и невысоким ростом уже этому способствовала. Даже роли в серьёзных фильмах (например, танкиста Дорожкина в эпопее «Освобождение») вызывали улыбку и мгновенное расположение к герою. Узнаваемым актёр стал с роли суеверного студента-картёжника в гайдаевской «Операции «Ы» 1965 года. Роли в кино потом посыпались одна за другой, по несколько в год. В 1973 году новая большая удача: вратарь Отто Фукин в «Большой перемене». И вот уже Носик нарасхват – так, что домашние его практически не видели. Самыми запоминающимися были работы Валерия Бенедиктовича в фильмах «Ты – мне, я – тебе», «Анискин и Фантомас», «Расписание на послезавтра», «Следствие ведут знатоки».

Талант Валерия Носика делал запоминающимися любые, даже самые маленькие роли. Но драматический талант актера режиссеры в кино использовали гораздо реже, чем комедийный. Но и такие работы были в фильмографии актера. Сложные, драматические образы были созданы актером в трагикомедии «Сапоги всмятку», поставленной Михаилом Ильенко по рассказам Чехова, киноповести Иосифа Хейфица «Горизонт» и драме Николая Досталя «Шура и Просвирняк».

После ухода из ТЮЗа, Валерий Носик с 1965 по 1972 год работал в Московском театре имени Пушкина.

В 1970 году режиссер Борис Равенских возглавил Малый театр и позвал актеров-единомышленников из Театра имени Пушкина, среди которых был и Валерий Носик, к которому режиссер очень хорошо относился.
В результате Носик с 1972 года перешел в Малый театр, где и сыграл в дальнейшем огромное количество ролей.

Валерий также помог брату стать актером. Владимир Носик рассказывал: «Валера ВГИК окончил у Михаила Ильича Ромма, ну и я туда же. Сначала даже не собирался. Когда сказал ему, он был ошарашен. Подобрал мне репертуар, позанимался со мной пару раз. На экзаменах я читал Зощенко. Мне повезло, что поступил к Борису Андреевичу Бабочкину…»

Второй женой Валерия Носика стала актриса Мария Стерникова. С ней Валерий познакомился на съемках фильма «Спеши строить дом», которые проходили в Молдавии. Их роман завершился браком, а в 1971 году у Валерия и Марии родился сын Александр. Мария Стерникова вспоминала: «Когда Саша родился, муж просто расцвел, обожал его. У него была хорошая патриархальная семья: много тетушек, доброжелательная мама. У меня была уже дочь, я еще раздумывала: рожать мне или нет. А они в один голос: «А зачем мы тебя брали?»

Но в дальнейшем семейная жизнь у Валерия и Марии не сложилась. Они развелись, когда их сыну Саше было девять лет.

Позже Александр Носик в интервью рассказывал: «У отца на воспитание не было времени. Он отчасти воспитывал меня политически. И это было очень смешно. Папа был отъявленным антисоветчиком, а я, как любой ребенок, воспитанный на советских фильмах, хотел бить капиталистов и белых. Отец как-то взорвался (он уже ездил за границу с Малым театром): «Капиталистов бить? Да чтоб мы так жили! Это коммунистов бить надо! Ты задумайся!» Впрочем, отец появлялся в доме достаточно редко. Все время было ощущение, что внизу его ждет такси…».

Не желая идти по стопам родителей, сын Валерия решил поступать в Плехановский, а не в театральный институт. Александр объяснял свои действия: «Не хотел, чтобы говорили: «а на этом курсе учится сын Валеры Носика и Маши Стерниковой». Отец мог бы сделать мне отсрочку (я дважды пролетал в Плехановский). Более того, он хотел, чтобы я поступил в Щепкинское училище: «Ты сможешь там учиться до 5 курса, пока тебя не отчислят»… Но я считал, что «пацан должен служить». И афганскую войну я воспринимал как интернациональный долг. И даже думал, что в армии я напишу заявление в Афганистан. Некоторые мои товарищи, которые были старше меня на год, бегали от военкоматов. Я смотрел на них как на загнанных кроликов. Но меня собирались направить на подводную лодку, а туда я не хотел. Не знаю, отчего на меня взъелся наш райвоенком, но когда у нас уже забрали паспорта и выдали военные билеты, он сказал: «Ребята, все будет нормально. Через годик в отпуск, через два домой. А Носик, если будет хорошо служить на подводной лодке, только в отпуск может, придет». Весь блат ушел на то, чтобы я на подводную лодку не попал. Три года, радиация, честно скажу — испугался. И я попал в обычную часть, в автомобильную бригаду войск ПВО в Белгороде, ни плохую, ни хорошую. Два года я провел с лопатой и со званием аккумуляторщика. Отслужив в армии, я сдавал вступительные экзамены сразу в два института — в Плехановский и в Щукинское училище. В Щепку, училище Малого театра, я не хотел, потому что в Малый не собирался. А в Школе-студии МХАТ набирал Лев Дуров, и отец сказал: «Сдавай, старайся, но я позвоню, чтобы он тебя послушал внимательнее» Приехал я во МХАТ, проходит Дуров, и какой-то человек ему сказал: «Валера Носик звонил, это его сын». И так это меня зацепило, что я встал и вышел. Потом попросил отца позвонить и извиниться. Осталось Щукинское училище — в него я и поступил. И не кичился на курсе тем, что у меня знаменитые родители».

А то, что Валерий Носик был знаменит – не вызывало ни малейшего сомнения. Однажды Юрий Соломин объявлял на гастролях приехавших актеров театра. Фамилия Носика шла в списке последней. И когда очередь дошла до него, бурные зрительские аплодисменты раздались, не дожидаясь объявления фамилии.

В Малом театре Валерия Бенедиктовича звали «Солнышком», потому что он был человеком необыкновенной доброты и света. Его обожали друзья, знакомые и сослуживцы, потому что Валерий был безотказным другом, готовым в любой момент придти на помощь. Одновременно оставаясь трогательным и в чем-то – беззащитным человеком. Он хотел успеть все, за всех переживал, всем старался помочь: готовил новую концертную программу для себя и брата, помогал сыну Александру Носику – тоже ставшему актёром.

Несмотря на кризис 1990-х годов, работы у Носика меньше не стало. Он активно снимался в кино, играл в театре, давал творческие концерты с множеством переездов. Работал на износ, без отпусков и выходных, что не могло не сказаться на организме.

4 января 1995 года всегда пунктуальный актёр не пришёл утром на репетицию, и это само по себе уже вызвало беспокойство. Как оказалось, не зря. Валерий Носик был найден дома мертвым. Его смерть была неожиданной, ничто не предвещало такого скоропостижного ухода актера из жизни. Он умер от сердечного приступа, когда учил очередную роль – рядом были разбросаны листы с написанным сценарием.

«Отец никогда в жизни не рекламировал себя, и о его смерти сообщили лишь в одной газете маленькой заметочкой. Потом люди ещё год звонили домой, и просили позвать отца. На годовщины и 10-летие смерти пресса тоже молчала. Мне действительно обидно за великого актёра Валерия Носика. Он работал как каторжный, на износ. Умер во сне от разрыва сосудов, сердце не выдержало, а текст новой роли лежал рядом, потому что на следующий день должна была быть репетиция» — рассказал Александр Носик.

Валерий Носик похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»