Комедии

Служебный роман (1977)

Одна из самых любимых отечественных комедий «Служебный роман», вышла на экраны советских кинотеатров 26 октября 1977 года и сразу же завоевала сердца зрителей, став лидером проката (картину посмотрело более 58 миллионов зрителей) и заняв 19-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают, всюду толкотня, давка, очереди… Но всё равно я люблю этот город. Это — мой город, это очень хороший город!

Двухсерийная лирическая комедия стала лидером отечественного кинопроката в 1978 году (свыше 58 млн зрителей). А в 79-м — это лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — лучшие актёры года (по опросу журнала «Советский экран»).
Тогда же «Служебный роман» был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Лауреатами стали соавтор сценария Эмиль Брагинский, соавтор сценария и режиссёр Эльдар Рязанов, оператор Владимир Нахабцев, актёры Андрей Мягков, Олег Басилашвили и Лия Ахеджакова.

Кстати, поначалу картину пытались выдвинуть на соискание Госпремии СССР (единогласные решения «Мосфильма» и Госкино!) Однако «наверху» в последний момент сослались на «старую, но никем неотменённую инструкцию». По которой советский творческий работник не может стать лауреатом госпремии чаще, чем раз в четыре года. А вот Брагинский, Рязанов и Мягков уже были награждены Госпремией в 1977 году за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

В итоге «Служебный роман» как бы спустили с союзного на республиканский уровень. Но всё равно не включили в наградной список Алису Фрейндлих, которая в 1976 году стала лауреатом театральной Госпремии РСФСР имени Станиславского.

Роль Людмилы Прокофьевны Калугиной не писалась с прицелом на Фрейндлих, это ведь была пьеса («Сослуживцы») для театров, а не сценарий для кино, который имеет лишь единственную интерпретацию. Рязанов решил, что станет перекладывать эту пьесу для кинематографа лишь в том случае, если Калугину сыграет Фрейндлих.

В «Служебном романе» не проводились обычные кинопробы, которые практически являются конкурсом, соревнованием артистов. В этот раз кинопробы сводились, по сути дела, к разминке ролей, к нащупыванию характеров, к поиску внешнего облика персонажей, их костюмов, грима. Ведь на каждую роль пробовался только один претендент. И ключевой в фильме была, конечно, роль начальницы.

Недаром как один из вариантов названия картины долго обсуждался такой — «Сказка о руководящей Золушке». И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу.

На мой взгляд, отечественный кинематограф всегда выгодно отличался прекрасным музыкальным сопровождением в фильмах. Сколько, ставших нашими любимыми, песен пришло именно из кино! В этом плане Рязанов — один из «пионеров жанра» («Карнавальная ночь»). И вполне естественно, что в «Служебном романе» звучат сразу пять запоминающихся песен на музыку гениального Андрея Петрова и стихи Роберта Бёрнса (в переводе Самуила Маршака), Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Николая Заболоцкого (у него ещё и отдельное стихотворение), а также самого режиссёра.
С рязановским стихотворением здесь такая любопытная история.

Снег на деревьях с ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 28 сентября 1976 года. Первоначально подобных кадров в сценарии «Служебного романа» не было (и не планировалось). Но Рязанов решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты (тогда вместе с Нахабцевым они бросились снимать припорошенный город). Чуть ли не одновременно у Эльдара Александровича возникла мысль — «У природы нет плохой погоды».

По словам Рязанова для видеоряда заснеженной Москвы он перебрал тогда массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл. И передал уже свои стихи Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать композитора. Тот «подлога» не почувствовал, но после того, как узнал истинное авторство, многие стихи известных, знаменитых поэтов, предлагаемые режиссёром при дальнейшем сотрудничестве, казались Петрову стихами самого Рязанова!

Песня стала лауреатом конкурса «Песня-78». В концерте она, правда, прозвучала в исполнении Людмилы Сенчиной, так как Фрейндлих не смогла принять участие в съёмках из-за плотной занятости в спектаклях Театра Ленсовета (в БДТ она перейдёт в 1983 году после развода со вторым мужем Игорем Владимировым).

Кстати, ещё во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него в картине пел Сергей Никитин). В «Служебном романе» две песни поёт уже сам Мягков (ещё три — Фрейндлих, стихотворение читает Светлана Немоляева).

А вот в следующем рязановском гениальном фильме «Гараж» (1979) Мягкову досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишённого голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актёру. Дело в том, что во время съёмок «Служебного романа» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах «У природы нет плохой погоды». Всей съёмочной группе «стихи Блейка» понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

В общем, пятый десяток лет фильму  пошёл — такая же московская осень, а в моей душе покоя всё нет…

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»