юмор - евреи - блуждающий этнос Юмор - еврейский юмор - 01  
 

 
 
На соревнованиях по прыжкам в воду перед спортсменом из Израиля расступилась вода.



О еврейском юморе

Исторический опыт показал, что у еврея можно отнять все, кроме чувства юмора. Евреи шутили даже в концентрационных лагерях, в загонах гетто, во время безнадежно-героических восстаний. Можно без преувеличений сказать, что чувство юмора - одна из важнейших причин жизнестойкости еврейского народа. Правда, еврейский юмор часто невеселый, саркастический и даже просто грустный по типу анекдота. "Вы будете смеяться, но Сарра тоже умерла". Это даже не гоголевский "смех сквозь слезы", а "слезы сквозь смех или смех вместо плача.
Национальные особенности юмора выразить словами столь же трудно, как описать запах. Многотрудная жизнь в тысячелетнем изгнании и скитаниях, в приспособлении к новым обстоятельствам, в стремлении выжить, несмотря ни на что, приобрести иммунитет к гонениям и оскорблениям, такая жизнь заставляла еврея вертеться, рассчитывать на несколько ходов вперед (поэтому неслучайно среди евреев много хороших шахматистов). Отсюда и изворотливость ума, находчивость, умение подметить противоречия, обнаружить истину в парадоксе. Все это содействует складу ума, которому необходима острота, т.е. остроумие. А утвердить свое достоинство перед другими и свое превосходство над своими собственными недостатками и слабостями возможно только через чувство юмора. "Смех же, как заметил Зиновий Паперный, имея в виду не только евреев, - помогает нам не жить и работать, а выжить, несмотря на все то, что мешает нам работать и жить".
Одной из особенностей еврейского юмора является его необычайная самокритичность. Согласно Зигмунду Фрейде и Теодору Рейку, ни один другой народ не делал себя столь безжалостной мишенью своего собственного остроумия, как еврейский... Однако еврейское остроумие является только мазохистской маской и ни в коем случае не признаком мазохистского извращения. Оно представляет собой победу посредством поражения. Сам Фрейд пишет, что самокритика народа "может нам объяснить, почему именно на почве еврейской народной жизни выросло большое число удачных острот". "Это истории, созданные евреями и направленные против своеобразности еврейского характера. Остроты, созданные неевреями о евреях, в большинстве случаев являются плоскими шутками, в которых острота происходит за счет того, что не еврей относится к еврею как к комической фигуре. Остроты о евреях, созданные евреями, тоже допускают такой прием, но они знают свои истинные недостатки, равно как и связь их с положительными чертами, и участие собственной личности в порицаемой создает очень трудно поддающееся изображению субъективное условие работы остроумия.
Смех возвышает смеющегося над объектом смеха. Смех над собой возвышает человека над самим собой. Он обнаруживает силу человеческой личности при всех ее слабостях. То же относится и к личности целого народа. Может быть, эта способность, смеясь осознавать свои недостатки и тем утверждать свои действительные достоинства, - одна из важных причин жизнестойкости еврейского народа... (из предисловия к книге Леонида Столовича "Евреи шутят")


Еврейские пословицы и поговорки

Еврейский народ мудрый от Бога. О проницательном уме евреев слагают легенды - и неспроста. Остроумные пословицы и поговорки «детей Моисея» помогают лучше понять мудрость этого мира.
1. С деньгами не так хорошо, как без них плохо.
2. Адам - первый счастливчик, потому что не имел тещи.
3. Если проблему можно решить за деньги, это не проблема - это расходы.
4. Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил.
5. Да убережет тебя Бог от дурных женщин, от хороших спасайся сам!
6. Вошло вино - вышла тайна.
7. Бог не может быть везде одновременно - поэтому он создал матерей.
8. Не будь сладок - иначе тебя съедят. Не будь горек - иначе тебя выплюнут.
9. Бойся козла спереди, коня - сзади, дурака - со всех сторон.
10. Гость и рыба через три дня начинают попахивать.
11. Знания много места не занимают.
12. Лучше еврей без бороды, чем борода без еврея.
13. Человек должен жить хотя бы ради любопытства.
14. Глухой слышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой быстро-быстро бежал.
15. Бог защищает бедняков, по крайней мере, от грехов дорогостоящих.
16. Если бы благотворительность ничего не стоила, все бы были филантропами.
17. Когда старая дева выходит замуж, она тут же превращается в молодую жену.
18. Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать.
19. Издали все люди неплохие.
20. Может быть, яйца намного умнее кур, но они быстро протухают.
21. Мужчины больше бы сделали, если бы женщины меньше говорили.
22. Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить.
23. Плохая жена - хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет.
24. Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
25. Господи, помоги мне встать на ноги - упасть я могу и сам.
26. Если жизнь не меняется к лучшему, подожди - она изменится к худшему.
27. Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь.
28. Когда нечего делать, берутся за великие дела.
29. Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба.
30. Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума - никто.
31. Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает.
32. Лучше умереть от смеха, чем от страха.
33. Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки.
34. Седина - признак старости, а не мудрости.
35. Старея, человек видит хуже, но больше.



Интересные факты из истории государства Израильского

Сегодня Израиль - это независимое, признаное всем международным сообществом, государство с 7 миллионами жителей, это сильное государство, имеющее мощнейшую в своей истории армию и одни из лучших в мире спецслужб, бурно развивающуюся экономику, прекрасные университеты, ученых самого высокого уровня, высокоразвитое гражданское общество.
Столица: Тель- Авив. Валюта: Денежная единица - шекель. 1$ = 3,7 шекеля, 1 шекель = 100 агарот.
В течении долгих столетий Израиль - библейская Земля обетованная - был ареной самых удивительных событий в истории человечества, которая запрятана в его песках и террасах. История Израиля началась несколько тысяч лет назад.

Что означает слово "еврей"? Первый еврей - Авраам. 12 колен и Израиль.

Передвижения Авраама Первой крупной фигурой еврейской истории был Авраам. Много веков назад (около 1900 года до н. э.) Авраам и его семья, согласно Библии, оставили родной город Ур, который находился в Месопотамии (Двуречье), и отправились на запад в поисках новых земель. Возможно, оттого, что они перешли реку Евфрат, их стали называть евреями (иврим, от слова эвер - "другая сторона") - название, закрепившееся за их потомками до наших дней. Итак, с Авраама началась еврейская история; с течением времени она неразрывно переплелась с историей мировой цивилизации и оказала на нее огромное влияние.
Проследив по карте путь Авраама, мы увидим, что прежде всего он достиг Харана, цветущего города в царстве Мари. Его отец и братья остались здесь, но Авраам двинулся дальше. В Библии говорится, что единый и незримый Бог, которого чтил Авраам, обещал ему и его потомкам страну Ханаан. Вместе с женой Саррой, слугами, несшими домашний скарб, и со стадами скота Авраам двигался в сторону этой Страны обетованной. Его путь длиной в шестьсот миль (свыше девятисот километров) проходил через земли богатых стран, за которыми лежала великая Аравийская пустыня, - от Ура близ Персидского залива к Харану, а оттуда в Ханаан.
Ханаан не был густонаселенной страной. Авраам поселился в холмистой части Ханаана, менее доступной набегам кочевников из-за Иордана, угонявших скот и грабивших собранный урожай. Земли в этих местах не особенно манили ханаанеев. В Мамре, неподалеку от Хеврона, он разбил свои черные шатры из козьих шкур. Ветвистые деревья - теребинты — давали тень этому маленькому поселению, а склоны холмов служили пастбищами. Здесь Авраам вырастил своего сына и наследника Исаака, а позднее, когда пришло время, купил у хетта Эфрона участок земли с пещерой Махпела, где похоронил любимую жену Сарру.
Библия рассказывает, что перед смертью, будучи "стар и в летах преклонных", Авраам позаботился о выборе жены для Исаака. Он хотел найти невестку среди родичей и для этого направил посланца в Харан. Иаков, сын Исаака, тоже хотел жениться на ком-то из родственниц. После многих лет работы на своего дядю Лавана он смог жениться по очереди на его дочерях - Рахили и Лие: они и две их служанки родили Иакову двенадцать сыновей.
Итак, три патриарха (праотца) - Авраам, Исаак и Иаков - поселились в стране Ханаанской. Иакову еврейский народ обязан своим новым именем. Библия рассказывает, что, возвращаясь в Ханаан после службы у Лавана и переправившись через реку Яббок, Иаков встретил некоего незнакомца. После борьбы между ними незнакомец открыл Иакову, что он - ангел, посланец Божий, и дал ему имя Израиль, что значит "боровшийся с Богом". Поэтому потомки Иакова стали зваться сынами Израиля...





  Copyright © Москва Таганка, Planet of cartoon films and family cinema 
Наши информационные партнеры