Обучение и воспитаниеИнтересные факты

Как появились названия нот

Изобретение, не менее великое, чем буквы, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку. И мы не могли пройти мимо и не рассказать вам об истории ее появления.

Впервые унифицировать символы нот решил итальянский монах Гвидо Ареццо, живший в XI веке. Он обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

И тогда Гвидо придумал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Более высокие ноты изображал на более высокой линейке.

Именно Ареццо придумал названия нот. Он обозначил их первыми слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю, каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. Эту мелодию в церковном хоре использовали в качестве распевки. В молитве звучит просьба о сохранении силы голоса.

Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes

Что в переводе звучит как «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний».

Слоги ut, re, mi, fa, sol, la стали названиями нот. Как видите, сначала нот было 7.

Седьмую ноту «си» добавил уже в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони. Название это он получил их последней строки первой строфы, сложив две первые буквы в словах Sancte Iohannes.

Он же заменил название первой ноты «ут» на привычное нам «до», не оставив никаких пояснений, почему. И хотя принято считать, что заглавная нота ряда получила название от латинского Dominus – «Бог», позже исследователи предположили, что он просто взял первые две буквы своей фамилии. Какой шутник??

Да, изобретение нот позволило Гвидо обучить певчих этой своеобразной азбуке, а также научить их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет — два года!

Завидный пример оптимизации процесса!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
error: Alert: Контент защищен!
Закрыть
Закрыть