Режиссеры и сценаристы

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов (18 ноября 1927, Самара — 30 ноября 2015, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Поэт, драматург, продюсер, телеведущий, педагог и профессор. Народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).

Как и должно быть у великого комедиографа, фильмы Рязанова столь же смешные, сколько и грустные. Неслучайно собственные книги о кино режиссер так и озаглавил: «Грустное лицо комедии» и «Смешные невеселые истории». Через юмор и лирику режиссер шел к драме и даже трагедии. В образах чудаковатых персонажей его фильмов просматриваются итоги вечных конфликтов внутреннего и внешнего мира, а комичные завязки приводят героев то к необходимости пересмотра ценностей, то к риторическим вопросам о жизни. Что любопытно, комедиографом Рязанов стал едва ли не вопреки своей воле – классик юмористического жанра И.А. Пырьев буквально заставил (и то лишь с четвертой попытки) молодого постановщика взяться за «Карнавальную ночь». Правда, вряд ли Пырьев, чьи герои не знали уныния, мог предположить, что его «наследник» добавит в жизнеутверждающий жанр нотки интеллигентской меланхолии.

Актер А.А. Ширвиндт говорил о Рязанове: «Если взглянуть на спектр его творчества, то диву даешься, откуда берутся время, силы и фантазия. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – очевидно, в минуты творческой хандры воскликнул Некрасов. Рязанов пытается совместить эти две душевные ипостаси. Он, конечно же, гражданин, ибо я не помню ни одного по-настоящему серьезного катаклизма в мире, стране, киноделах, где он повел бы себя не по совести. Поэзия Рязанова очень личная и душевная, как бы к ней ни относились некоторые, критикуя его за стилистическую неполноценность стиха. Это так несправедливо. Народ верит ему и его любит. Что такое народ, никто толком не знает, но я знаю, что народ его любит. Ведь это он первый открыл населению глаза на самое святое – на климат, сказал: «У природы нет плохой погоды» – и народ поверил Рязанову и с меньшей подозрительностью теперь слушает метеопрогнозы».

***

Эльдар Рязанов родился  в Самаре 18 ноября 1927 года в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман. Вскоре они переехали в Москву, где Эльдар пошёл в школу. После войны Рязанов окончил ВГИК (режиссёрский факультет, мастерская Г.Козинцева), после чего пять лет проработал на Центральной студии документальных фильмов.

В 1955 году Рязанов стал режиссером киностудии «Мосфильм» и поставил свою первую кинокартину. Он работал под руководством Ивана Пырьева, который разглядел в Рязанове талант создания комедии. В 1956 году вышел фильм «Карнавальная ночь», сделавший режиссера безумно популярным в СССР. Каждая следующая кинокартина Рязанова становилась хитом и лидером проката: «Девушка без адреса» (1957 год), «Гусарская баллада» (1962 год), «Берегись автомобиля» (1966 год), «Зигзаг удачи» (1968 год), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 год), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975 год), «Служебный роман» (1977 год), «Гараж» (1979 год), «Вокзал для двоих» (1982 год), «Жестокий романс» (1984 год) и многие другие.

В 1984 году Рязанову присвоили звание Народный артист СССР. Великий режиссер не только снимал кино, он еще писал пьесы, был соавтором сценариев некоторых своих фильмов. Он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров (Тишинский пер., 12). Среди его учеников – режиссеры Ю.Б. Мамин, И.В. Дыховичный, Е.В. Цымбал, И.Ш. Фридберг. В 2002 году Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 2005 году режиссер открыл свой киноклуб – «Эльдар» (Ленинский пр-т, 105). Главной задумкой было в одном месте скомпоновать отечественную комедию.

Рязанов работал с лучшими советскими актерами, настоящими звездами нашего кино, которые создали в его фильмах яркую галерею характерных героев. Но одним из главных героев рязановских фильмов можно смело назвать Москву. Редкая картина режиссера обходилась без столичных городских пейзажей и зарисовок московской жизни. Даже когда Рязанов снимал фильм «Жестокий романс», место действия которого город на Волге, Москва попадала в кадр, маскируясь под нестоличный городок. Московские улицы и дома служили декорациями для фильмов, посвященных русской истории («О бедном гусаре замолвите слово»), и для картин о современной Рязанову жизни («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман» и многие другие).

Эльдар Александрович был не только выдающимся режиссёром, но и вообще человеком разных дарований и увлечений. Он прекрасно вёл программу «Кинопанорама» (1979-1985) на советском телевидении, писал стихи и оставил интересные воспоминания, которые, надо признать, не менее увлекательны, чем его замечательные фильмы.

«К сожалению, юмор стареет и умирает, — писал Рязанов в своей книге «Неподведённые итоги». — Я имею в виду юмор не как понятие вообще, а юмор, рождённый в определенную эпоху. Бессмертного юмора не существует. Шутки, каламбуры, анекдоты, репризы, которые забавляли и веселили одно поколение, оставляют равнодушным другое».

За свою жизнь Рязанов создал 30 картин, многие из которых стали классикой советского и российского кинематографа. И во многих любил появляться сам: его персонажи, чье пребывание на экране, как правило, сводилось к эпизоду, то и дело подталкивают героев к судьбоносным решениям.

Более полувека Рязанов прожил в посёлке «Советский писатель» (рядом с Красной Пахрой, около 20 км от МКАД по Калужскому шоссе). Впервые Рязанов провёл лето в этом посёлке в 1963 году — снял дачу у писателя Иосифа Дика. И режиссеру, и его семье — жене Зое Петровне и дочке Оле — там очень понравилось. Они стали ездить туда каждое лето. Мечтали о собственном доме, но не было свободных участков.
По соседству с Диком жил дирижёр Кирилл Кондрашин, у них были параллельные телефоны. И однажды, когда Рязанов разговаривал с кем-то по телефону, в беседу вклинилась жена Кондрашина: «Эльдар Александрович, мы собираемся продавать нашу дачу. Я знаю, что вы хотели бы купить дом в посёлке…»

Так в 1965 году Рязановы стали хозяевами небольшого финского домика на Средней аллее. Режиссёр своими руками облагородил его: обил вагонкой, сделал пристройку. К садоводству Рязанов был равнодушен, а вот грибы обожал. В соседний лес ходили всей семьей, а иногда и с друзьями. Вставали в 4 утра, чтобы опередить грибников из окрестных деревень, забирались в самую чащу.

Дружил Рязанов со многими другими обитателями посёлка — актёром Зиновием Гердтом, писателем Григорием Баклановым, поэтом Михаилом Матусовским, режиссёром Петром Тодоровским.
В воспоминаниях о Гердте Эльдар Александрович рассказывал, что однажды сбежал из института лечебного питания, где худел под наблюдением врачей, чтобы 9 мая побывать у друга. На застолье он не изменял своей диете — жевал только тоненькие ломтики редиски. Но рюмок при этом не считал. Вернувшись в палату, добирался до койки зигзагом.

Дом на Средней аллее режиссер оставил дочери и бывшей жене. Но покидать посёлок не захотел — он к тому времени привык жить в «Советском писателе» круглый год, хотя и имел квартиру в ЖСК «Молодой кинематографист» (Большой Тишинский переулок, 12).
Со второй женой, Ниной Скуйбиной, Рязанов сначала снимал дачу у писателя Льва Шейнина. А в 1980 году, после того как Майя Кармен и Василий Аксёнов уехали в эмиграцию, режиссёр поселился в их пустующем доме на Восточной аллее. Денег с него друзья не брали — он оплачивал только услуги ЖКХ.

А в 1989 году Эльдар Александрович купил бывшую дачу кинорежиссёра Михаила Ромма — там же, на Восточной (дом 200 кв.м. на лесном участке 38 соток).
В 1994-м вторая жена Рязанова скончалась. Спустя год режиссёр связал свою жизнь с Эммой Абайдуллиной — она стала его третьей и последней супругой.

Рязанов говорил, что, бывая за границей, часто вспоминает Родину и она предстает перед ним непременно в виде этого писательского посёлка рядом с Красной Пахрой. Ему довелось прожить на этой родине до конца дней. 18 ноября 2015 года режиссёр встретил на даче свой 88-й день рождения. А через три дня его увезли в больницу, откуда он уже не вернулся. Рязанов умер 30 ноября 2015 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В октябре 2017 года в честь девяностолетнего юбилея великого режиссера именем Рязанова назвали улицу на юго-западе Москвы в Обручевском районе неподалеку от открывшегося ещё при жизни мастера Киноклуба «Эльдар» (бывший к/т «Казахстан», Ленинский проспект, 105).

 

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Alert: Контент защищен!
Close