Характерный актер

Владимир Козел

Владимир Козел (1919—1988) — советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1960). Снимался в фильмах: «Адъютант его превосходительства», «Сильные духом», «В лазоревой степи», «Чрезвычайный комиссар», «Офицер запаса», «Человек в штатском», «Анна и командор», «Хождение по мукам», «Вечный зов», телесериале (эстрадно-развлекательной юмористической телепередачи) «Кабачок 13 стульев». 

Владимир Козел родился 14 июля 1919 года в Астрахани.  Семья имела чешские корни – распространенная в тех краях фамилия произносится с ударением на первый слог. Артистичность натуры рано проявилась в мальчике и находила выход в постановках школьного драмкружка. Но стоя на пороге самостоятельной жизни, он решил не рисковать и предпочел поступить в педагогический институт, который не осаждали такие толпы абитуриентов, как в театральных вузах.

Однако довольно скоро студент литфака осознал, что не в силах преодолеть влечение сцены – и, бросив учебу, устроился на работу в Астраханский ТЮЗ.

В 1938 г. начал артистическую карьеру в Астраханском ТЮЗе. Через год в 1939 году юношу призвали в армию, определив «по творческому профилю» – в ансамбль песни и пляски. Там и застали Козела военные годы, ему довелось также принимать участие в вооруженном конфликте между СССР и Японией в 1945 году, что было отмечено боевыми наградами.

Возвращение к мирной жизни и профессии было непростым – молодой актер пробовал найти себя вo многих провинциальных театрах — Краснодара, Новомосковска (тогда – Сталиногорск), Рижском театре русской драмы, но в основном участвовал в массовых и групповых сценах. За свою творческую карьеру Владимир Козел успел поработать во многих коллективах, но по его собственному признанию, как артист он родился во Владивостоке, когда в начале 50-х был принят в труппу Приморского драматического театра.

В возрасте под пятьдесят Козел, наконец, добрался до столичных подмостков. В 1967 его взяли в театр Сатиры. И с 1967 года и до своей кончины актер служил в Московском театре сатиры, где его талант заиграл новыми красками. Вынесенное в название театра определение жанра позволяло выходить за рамки производственных тем: в репертуарной афише классика соседствовала с бытовыми комедиями и легкими водевилями.

Кинорежиссеры довольно поздно обратили внимание на Козела – он начал сниматься, уже перешагнув сорокалетний рубеж. В 1969 на телеэкраны вышел многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства», где Козел бесподобно сыграл антагониста разведчика Кольцова полковника Щукина. Умный, утонченный и необыкновенно живой враг получился у него, правда, и роль по драматургии была выписана первоклассно. После роли полковника Щукина артист, что называется, проснулся знаменитым. Ему пришлась как раз впору роль белогвардейского офицера – умного, жесткого, опасного хищника, и одновременно – нежно любящего свою дочь отца.

Образ, созданный актером, был настолько органичен, что во многом предопределил его дальнейшую кинокарьеру. За артистом прочно закрепилось амплуа героя с отрицательным обаянием, еще не раз он появлялся на экранах в военной форме – играя царских полковников и генералов, контрразведчиков, штурмбаннфюрера.

Один из курьезных случаев в жизни Козела был также связан с его звездной ролью. Собираясь в зарубежную поездку, он пришел в психдиспансер за справкой, что не состоит на учете в этом медучреждении.  Просунув голову в окошко регистратуры, актер представился: «Добрый день, не могли бы вы уделить время полковнику контрразведки Щукину?» Ко всему привыкшая медсестра без удивления ответила: «Проходите без очереди, врач вас примет сразу после Николая II». Хорошо, что среди ожидавших приема оказалось немало узнавших Владимира Георгиевича поклонников культовой ленты.

Рафинированность Владимира Георгиевича бросалась в глаза. Ольга Аросева вспоминала, что «никому в голову не пришло бы предложить ему роль чернорабочего». В театре Сатиры Козел сперва чувствовал диссонанс, поскольку предыдущий его опыт не включал фарс и гротеск. Постепенно, однако, втянулся, стал незаменим. В «Кабачке 13 стульев» Козел предстал барменом паном Беспальчиком.

О войне и личной жизни Козел предпочитал не распространяться, да и ушел из жизни до начала эпохи публичных разоблачений. Коллеги его на похоронах говорили, будто актер жил на разрыв и заездил себя работой.

Владимир Козел скончался 31 декабря 1988 года за три часа до боя курантов за полгода до своего 70-летия. Актёр похоронен на Долгопрудненском (Центральном) кладбище.

При весьма импозантной внешности и безупречных манерах актер пользовался неизменным успехом у женщин. При этом Козел всегда был очень закрытым человеком, старательно оберегающим свою личную жизнь от любопытствующих взглядов. Он несколько раз предпринимал попытки создать семью, но крепостью эти узы не отличались.

В первом брака, в который Владимир вступил совсем юным,  в 1939 году у него родился сын Михаил, которого назвали в честь старшего брата актера. Михаил унаследовал от отца творческие задатки, но ушел в сторону от лицедейства: закончил Суриковский институт и стал довольно известным художником. Был членом Союза художников СССР, преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Скончался Михаил Владимирович 4 ноября 2011 года. Михаила похоронили в одной могиле с отцом.

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
error: Alert: Контент защищен!