Звезда

Олег Даль

Олег Даль (25 мая 1941, Люблино, Московская область, СССР — 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР, СССР) — советский актёр театра и кино. Даль – один из самых ярких актеров своего поколения. Он обычно сам продумывал задачу роли, ее рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, особенно к спектаклям, Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах. Во всех ролях он был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти актер начал думать очень рано, он как будто предчувствовал ее. Ранний уход из жизни во многом определял саму его жизнь.

Олег Даль родился 25 мая 1941 года в Московской области, в городе Люблино (сегодня район Москвы) в доме № 63 по Московской (ныне Люблинской) улице. Отец Олега был крупным железнодорожным инженером, мать работала учительницей. В семье кроме сына была еще и дочка Ираида.

Во время учебы в школе Даль занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников (Новая Басманная ул., 14).

После школы в 1959 году он поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (Неглинная ул., 6) в мастерскую актера Н.А. Анненкова. Его сокурсниками были М.И. Кононов, В.П. Павлов и В.М. Соломин.

В 1963 году он окончил училище и был принят в труппу московского театра «Современник» (Чистопрудный бул., 19). Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище и после окончания был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии, от классических ролей в пьесах Шекспира и Чехова до ролей в киносказках и приключенческих фильмах.

Дебют Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме А.Г. Зархи «Мой младший брат», снятом на киностудии «Мосфильм» (Мосфильмовская ул., 1). В ранний период творческой деятельности он присваивал героям свои черты – внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием.

В 1967 году на широкие экраны вышел фильм Н.Б. Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» с Далем в главной роли. Об актере узнала вся страна, его стали приглашать сниматься ведущие советские режиссеры. В конце 1960-х – начале 1970-х годов он создал широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка» 1968 года), Ученый и его Тень («Тень» 1971 года), Евгений Крестовский («Земля Санникова» 1973 года).

В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.

Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень).

Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира», снятой на «Ленфильме». Впоследствии эту роль критики назовут главной киноработой Даля. Эту работу высоко отметили не только советские, но и британские критики, а также исследователи творчества У. Шекспира.

В театре «Современник» первые несколько лет Далю доверяли только роли второго плана. В 1968 году он блестяще сыграл Ваську Пепла в пьесе Максима Горького «На дне», поставленной Г.Б. Волчек. В дальнейшем Даль с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М.М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова, «Из записок Лопатина» К.М. Симонова, «Принцесса и дровосек» М.И. Микаэлян и Г.В. Волчек. Одной из самых популярных театральных работ Даля стала роль Мужчины в спектакле «Вкус черешни» А. Осецкой.

В 1970-х годах актер жил с женой Е.А. Апраксиной в «хрущевке» на улице Новаторов. В это время Даль был одним из самых востребованных советских киноактеров. Он снялся в картинах «Звезда пленительного счастья» (1975 год), «Горожане» (1975 год), «Не может быть!» (1975 год), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1976 год).

Режиссер А.В. Эфрос осуществил давнюю мечту Даля, пригласив его на главную роль в телеспектакле «По страницам журнала Печорина».

В 1975 году актер покинул «Современник» и поступил на режиссерские курсы ВГИКа (ул. Вильгельма Пика, 3), но не закончил их. В 1980-1981 годах он преподавал во ВГИКе актерское мастерство. В 1977 году Даль пришел в Театр на Малой Бронной (Малая Бронная ул., 4), где служил до 1978 года и сыграл несколько ролей.

В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова».

Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью.

В последних ролях в кино в игре актера намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А.Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.

Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссер Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона.

В мае 1978 года актер поселился в четырехкомнатной квартире в доме № 6-8 на Смоленском бульваре (на фотографии). «Это не квартира, – говорил он. – Это – сон». Ему сделали из холла кабинет, чему он был запредельно рад.

У Даля был трудный характер, и порой он позволял себе неподобающие поступки. Он злоупотреблял алкоголем и много лет боролся с пагубной привычкой. Актер мог внезапно уйти из театра, бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе (Камергерский пер., 3) с О.Н. Ефремовым в 1971 году и с А.В. Эфросом в театре на Малой Бронной в 1978 году. К концу 1970-х годов из-за постоянных отказов от съемок Даль заработал репутацию опального актера. Его с большим трудом утверждали в картины. Роль Зилова в фильм В.В. Мельникова «Отпуск в сентябре» (по пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота») 1979 года стала последней значимой работой Даля в кино. В 1980 году произошел конфликт с руководством студии «Мосфильм». В последние месяцы он выглядел плохо, был в состоянии нервного и физического истощения, вызванного в том числе смертью близкого друга В.С. Высоцкого. У Даля было слабое здоровье и больное сердце, но при этом он всегда работал на пределе творческих сил.

Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока.

В 2011 году снесли отчий дом Даля в Люблине. В 2021 году на доме, в котором жил актер (Смоленский бул., 6-8), была установлена мемориальная доска (скульптор Ф. Трушин).

Писатель В.А. Каверин сказал о Дале: «Бывают актеры, которые играют, которые, так сказать, исполняют роль. Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен. В нем было что-то детское. Мне кажется, что эта черта свойственна очень крупным личностям. Потому что в детстве человек видит мир непредубежденными глазами. Эта самая непредубежденность, стремление к истине – к истине в интеллектуальном плане и к истине в визуальном плане (потому что это тоже очень важно для актера) – было очень характерным свойством Даля».

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»