Ведущий актер

Михаил Кононов

Михаил Кононов (25 апреля 1940 года, Москва — 16 июля 2007 года, там же) — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1989), Народный артист России (1999).  Актёру было свойственно сочетание мягких комических красок с драматической глубиной. Сам Кононов считал себя трагикомическим актёром.

Михаил Кононов родился 25 апреля 1940 года в Москве.

Выступать на сцене Михаил Кононов начал еще в школе вместе с Андреем Смирновым, ставшим впоследствии кинорежиссером. Они вместе готовили эстрадные программы, и успех в школьной самодеятельности подтолкнул Кононова к поступлению в театральное училище. В 1963 году он окончил театральное училище имени Щепкина, и был принят в Малый театр, но проработав в нем пять лет, в 1968 году актер покинул театральные подмостки.

Впервые Михаил Кононов снялся в кино, будучи студентом театрального училища. В 1961 году он дебютировал в роли простого, бесхитростного паренька Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг». Впоследствии за два десятилетия им было сыграны немало ролей в этом амплуа: Колька — в лирической киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус», Витька Аникин — в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!», в фильмах Глеба Панфилова «В огне брода нет» и «Начало», младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира Трегубовича «На войне, как на войне» и другие роли.

Таким же предстал перед зрителями ревкомовский писарь Алексей – герой Кононова в историко-революционной трагикомедии «Начальник Чукотки», вышедшей на экраны в 1966 году. В этой картине Михаил Кононов и Алексей Грибов создали великолепный комедийный дуэт, щедро позволяя по очереди солировать друг другу.

В том же году на экраны вышла еще одна картина с участием Кононова – драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Актеру досталась в ней небольшая роль Фомы. Но именно она, по словам Михаила Ивановича, являлась одной из его лучших работ.

К началу 1970-х годов Михаил Кононов был очень популярным и всенародно любимым актером. Он много и разнообразно снимался в кино. Его герои, как правило, были наивными, добрыми, и всегда обаятельными. В фильме «Таежная повесть» по астафьевской «Царь-рыбе» он создал очень глубокий образ неказистого и великодушного сибирского охотника Акима. Большой зрительский успех сопутствовал телевизионному сериалу «Большая перемена», где Михаил Кононов сыграл учителя Нестора Петровича. Эта комедия сразу завоевала сердца зрителей и продолжает завоевывать вот уже не одно десятилетие.

Сам Михаил Кононов недолюбливал работы, принесшие ему популярность зрителей – «Начальник Чукотки», «Большая перемена» и «Гостья из будущего». «Если говорить о признании в профессиональных кругах, — говорил актер, — то бОльший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублёв». А массовый успех, какой имеют «Большая перемена» или «Гостья из будущего», меня не волнует. Я просто отдал свой профессиональный долг. Когда я прочёл сценарий «Большой перемены», то просто пришёл в ужас и сказал себе: «Ну, если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актёр». Мне кажется, что я справился с этой ролью, естественно, при помощи блистательных актёров, которые только начинали в «Большой перемене».

«В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним». Кононов считал себя трагикомическим актером. «Я не типажный актер, в смысле не одного типа: все мои роли очень разные. Чаще всего мои герои — трагические личности. Смех сквозь слезы — это то, что нужно в искусстве, на мой взгляд», — отмечал Кононов.

В конце 1970-х годов Михаил Кононов продал московскую квартиру и начал строительство дома в Истринском районе в подмосковной деревне Бутырки, где и жил со своей супругой Натальей. В деревенском кирпичном доме Кононовых был неработающий камин, старый паркет, два огромных аквариума с экзотическими рыбками, поющий кенар и толстая бультерьериха Фрося.

Этот дом Кононовы построили за год. Особенно гордился Михаил Иванович своим огородом. Там можно было найти и виноград, и пятикилограммовую капусту, и арбузы, и дыни. Кононов хотел ещё выкопать пруд, но объём работы был слишком велик, и здоровье не позволяло осуществить такой замысел. А денег, чтобы нанять рабочих, не было, так в кино актер в этот период почти не снимался, не желая принимать участие в откровенно слабых и неинтересных проектах.

Отчасти из-за своей жизни в деревне Кононов выпал из активной профессиональной жизни. Кононова звали в сериал «Клубничка», обещая неплохие деньги. Но при всей своей нищете Кононов отказался участвовать в этой истории, объясняя, что актерская честь сродни офицерской. Тем не менее, снялся в «Курочке Рябе» у Кончаловского и «Царевиче Алексее» у Мельникова. Сниматься у Глеба Панфилова в сериале по роману Солженицына «В круге первом» Михаил Иванович согласился с радостью.

Евгений Миронов рассказывал: «Мы познакомились на съемках сериала «В круге первом». Он очень дружественно ко мне отнесся. До этого, правда, поругал за что-то, за роль в каком-то фильме. Очень откровенный человек. Как наши персонажи Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съемок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу — как оказалось, единственную. Он жил, как хотел, наплевав на карьеру, человек природы, человек ветра. Я знал, что он болел во время съемок, но выглядел он хорошо, был в хорошей форме, почти всегда выкарабкивался…». «Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце, но, к сожалению, никто из кинокритиков не заметил и не отметил это», — говорила Инна Чурикова.

Болезни Михаила Кононова обострились после того, как он попал в неприятную историю, связанную с продажей квартиры. На актера напали, жестоко избили, он долго лежал в больнице. После этого, по словам очевидцев, актер стал сам на себя непохож. Обострились старые болезни, стали отниматься ноги. Ему так и не удалось восстановить здоровье. Пенсий Михаила Ивановича и Натальи Павловны не хватало даже на самое необходимое. В то же время на лечение актера были нужны средства, и супругам пришлось продать свой дом в Подмосковье.

Римма Маркова рассказывала: «Миша был артист номер раз. У нас талант начинают ценить, когда человека уже нет. Россия, к сожалению, любит только мертвых! Миша никогда никому не жаловался, артисты ведь стесняются своей бедности, в которой виноваты не они, а государство. От Партии пенсионеров я обратилась в правительство к Сергею Миронову с просьбой добавить к пенсии хотя бы какие-то деньги, составили список из 50 человек. Миша, конечно, был в их числе, но вот получить денег не успел. Так горько!».

В последние годы жизни актер перенёс инфаркт, тромбофлебит и был инвалидом II группы. За две недели до смерти Кононов с пневмонией лёг в больницу. Однако в больнице его состояние лишь ухудшалось: у него не было денег, чтобы приобрести необходимые медикаменты. На фоне пневмонии у Кононова развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. Вечером 15 июля его перевели в отделение кардиореанимации, но спасти жизнь артиста не удалось: утром 16 июля 2007 года он скончался от тромбоэмболии. Тело актёра, согласно завещанию, было кремировано, а урна с прахом захоронена в Москве, в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Михаил Кононов был женат (с 1969 года), в браке с женой Натальей Павловной Кононовой (1949—2011) прожил 38 лет, детей у них не было.

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

error: Alert: Контент защищен!
Close