Режиссеры и сценаристы

Иван Пырьев

Одиннадцать лауреатов в одной постели. Кто это?

Иван Пырьев (04 (17) ноября 1901, с. Камень, Барнаульский уезд, Томская губерния — 7 февраля 1968, Москва) — советский российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

Иван Пырьев родился 17 ноября 1901 года в селе Камень (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. В 1904 году отец был убит в драке. Ваня воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова, с восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом.

В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

С 1921 года — актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях у С. Эйзенштейна («Мексиканец») и В. Мейерхольда («Лес»).

В 1923 году окончил актёрское отделение ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссёрском отделении.

С 1925 года начал свою деятельность в кино, став крупнейшим советским комедиографом. Пырьев работает сценаристом и режиссёром на киностудиях «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне — «Мосфильм»). С 1926 года становится помощником режиссёра на фильмах Ю. Тарича. Является автором и соавтором сценариев «Оторванные рукава», «Токарь Алексеев», «Будьте такими», «Переполох», «Третья молодость», «Перегон смерти».

В 1936 году на экраны СССР вышел фильм Пырьева «Партийный билет», в котором молодой поэт Павел Васильев стал прообразом главного антигероя — «шпиона», «диверсанта» и «врага народа» (Васильев расстрелян в 1937 году).

Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», романтические музыкальные фильмы «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Во всех этих фильмах сыграла главные роли его жена — актриса Марина Ладынина.

Фрагмент из к/ф «Кубанские казаки» (1950) — вершина достижений Ивана Пырьева на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О. Дунаевского, которые сразу запела вся страна , счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране – все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья.

Успеху его фильмов во многом способствовали их романтическая приподнятость, темперамент, комедийные и лирические народные образы. Почти во всех картинах Пырьева сыграла главные роли его жена – знаменитая актриса Марина Ладынина. В 1953 году главная чета советского кинематографа заселилась в четырехкомнатную квартиру знаменитой высотки на Котельнической набережной. Один из соседей придумал загадку: «Одиннадцать лауреатов в одной постели. Кто это?» Пырьев шесть раз за свои фильмы получал Государственные премии СССР, Ладынина за свои роли – пять. Впрочем, брак совсем скоро распался и режиссер покинул Котельническую набережную.

Был главным редактором главного печатного органа кинематографистов — журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР.

В 1954—1957 годах — директор киностудии «Мосфильм», затем руководил там же творческим объединением «Луч». В 1956 году был инициатором создания и руководителем Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме».

Основатель Союза кинематографистов СССР. В 1957—1965 годах — председатель его оргкомитета. Депутат Верховного Совета СССР.

Также известен своими экранизациями произведений Ф. М. Достоевского «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1969).

7 февраля 1968 года, вернувшись со съемок, Иван Александрович лег и скончался во сне. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых на ногах во время работы. Пырьев был похоронен на Новодевичьем кладбище. Третью серию экранизации «Братьев Карамазовых» заканчивали уже после смерти Пырьева К.Ю. Лавров и М.А. Ульянов. За эту работу в 1969 году режиссеру посмертно был присужден специальный приз жюри Московского кинофестиваля.

На доме на Смоленской улице, где жил Пырьев, была установлена мемориальная доска. В 1988 году 1-й Мосфильмовский переулок переименовали в улицу Пырьева.

Пырьева назвали «Иваном Грозным советского кинематографа», «Жуковым нашего кино». Его фильмы «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле сибирской», «Трактористы» популярны и сегодня. Можно сколько угодно ругать «Кубанских казаков», упрекать этот фильм в ненатуральности, лакировке действительности, наивности, но то, что картина талантлива, было ясно и раньше, и теперь. Пырьев замечательно выразил свое время, именно свое, не чужое, выразил так, как мог, как понимал. Невозможно забыть эти овеянные счастьем лица, запечатленные в фильмах Пырьева, которые стали своеобразным доказательством сталинской идиомы «Жить стало лучше, жить стало веселее». После многолетней работы в комедийном жанре именно Пырьев всерьез и надолго взялся за Ф.М. Достоевского, снял «Белые ночи», «Идиота» и «Братьев Карамазовых».
Актер Михаил Ульянов вспоминал о работе с Пырьевым: «Это было большое человеческое событие в моей жизни – встреча с таким непростым, с таким противоречивым, таким неистовым и таким народным художником. Год работы с ним был большой жизненной школой для нас, актеров, ибо мы встретились с незаурядным, ярким, самобытным человеком, который не мог быть теплым или разумно-умеренным. В своих картинах он все доводил до предела, до пиршества красок, песен, страстей. Перехлестывал, увлекался, ошибался. И свой поистине неистовый характер художника и человека обрушивал на актера, ища вместе с ним способы самого страстного выражения образа. Иван Александрович был поразительным тружеником, поразительным! Во время работы над картиной мы день за днем удивлялись его постоянному вниманию к актеру, как к самому главному лицу на съемочной площадке».

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»