Комедии

«Человек ниоткуда» (1961)

Фильм, четверть века пролежавший на полке

«Человек ниоткуда» — советский комедийный художественный фильм 1961 года, поставленный на «Мосфильме» режиссёром Эльдаром Рязановым.
Идею сюжета сценаристу Зорину предложил режиссёр Эльдар Рязанов. Первоначально роль Чудака была предложена Игорю Ильинскому, с которым Рязанов уже имел опыт сотрудничества в фильме «Карнавальная ночь». Однако Ильинский вскоре отказался от этой роли, как не подходящей ему по возрасту и тяжёлой физически. Тогда Рязанов пригласил на главные роли молодых актёров. В этом фильме впервые главные роли в кино сыграли Анатолий Папанов и Сергей Юрский; для Юрия Яковлева это была вторая главная роль после экранизации «Идиота» 1958 года.
По замыслу автора, фильм должен был показать советскую действительность глазами «человека со стороны», сатирически вскрыть «отдельные недостатки». Рязанов определил жанр фильма как «комическую ненаучную фантастику».
Комедия приключений дикаря из фантастического племени тапи, начавшаяся с неожиданного провала в пропасть молодого участника антропологической экспедиции Владимира Поражаева. Впрочем, Владимир давно подозревал о существовании этого племени, что и было главной причиной его раздора с начальником экспедиции Крохалевым. Используя своё интеллектуальное превосходство, Владимир освобождается от дикарей и с Чудаком возвращается в Москву.

***

Любители и знатоки кино, наверное, не затруднятся с ответом на вопрос — из биографии Эльдара Рязанова, конечно! Был у этого режиссера такой фильм, в 1961 году снят. Лежал «на полке» до 1988 года. Поскольку к зрителю вышел не вовремя, а спустя изрядное время после момента своей актуальности, — широкой публике почти не известен.
Это был третий художественный фильм Рязанова, до «Человека» оказались сняты невероятно популярные ленты советского кино: «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса». Сюжет прост: молодой ученый-антрополог Поражаев («прогрессист», «положительный» герой) в споре с начальником экспедиции Крохалевым («перестраховщиком», «отрицательным» героем, мечтающим лишь о покое) пытается доказать существование племени тапи — снежных людей. Обнаружив племя, он забирает с собой в Москву его представителя — Чудака. Основная часть фильма — как раз и есть приключения Чудака в слегка фантастической Москве.
Если вспомнить историю отечественного кино: у первых двух рязановских фильмов была счастливая судьба. Добрые, очень смешные — они столь же обаятельны, как и четвертый фильм, «Гусарская баллада». Как и последующие — трагикомедии «Берегись автомобиля!», «Ирония судьбы», «Служебный роман» — желающие пополнят этот список. Классика жанра в кинематографе! А вот с «Человеком ниоткуда» вышло не так. Не получилось у него блестящей прокатной судьбы. Как говорил в одном из интервью об истории фильма сам Эльдар Рязанов, фильм попал под «сусловский трамвай». На одном из партийных форумов главный идеолог страны М.А. Суслов сказал:

К сожалению, нередко еще появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и мало-художественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда», однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда… Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?

Модные в те годы эстрадные куплетисты Рудаков и Нечаев отреагировали:

На «Мосфильме» вышло чудо
С «Человеком ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Год в кино ходить не буду…

Меж тем сам Рязанов этот фильм числил среди лучших своих созданий. Как профессионал, он способен дать справедливую оценку не только чужим, но и собственным фильмам. А мы имеем возможность увериться в его правоте. И, право же, любой знакомый с этим фильмом может подтвердить: не приходится кривить душой, выставляя ленте «отлично».
Фильм именно такой, каковы все рязановские фильмы. Смешной и умный. В фильме заняты прекрасные актеры. Это был дебют — сразу в нескольких ролях — Анатолия Папанова. Это была первая крупная роль молодого Сергея Юрского. Это была роскошная роль великолепного Юрия Яковлева… Плюс — не главная, малозаметная, но все же роль молодой Людмилы Гурченко. Что вызвало гнев партийного начальства? Смеяться тогда ведь было принято. Может, все дело в том, что в этом фильме смеяться предлагалось не над персонажами фильма, а над схемами и штампами, которые десятилетиями вырабатывались и совершенствовались на идеологической кухне СССР?
При всей простоте сюжета и, казалось бы, однолинейности, чуть ли не схематической банальности персонажей любой мало-мальски способный к размышлениям и анализу зритель мог осознать: легко и непринужденно осмеянию подвергается то, что на высочайшем уровне принято признавать отвечающим «высокому призванию советского искусства». Фильм, оказывается, получился пародией на те произведения «советского искусства», которые признаны были и высокохудожественными, и идейными, и очень серьезными. Над таким — над святым! — смеяться не полагалось.

«Он всегда был плохим людоедом. Сражений избегал. Не ел друзей, как будто не знал, что съесть друга особенно приятно», — обличает Чудака один из его соплеменников.

Представляете, как эти слова звучали в стране, только что пережившей XXII съезд КПСС! И такая пикантная особенность. Наивный Чудак верит каждому слову Поражаева. Он буквально воспринимает некоторые высказывания своего опекуна — и из такого понимания исходит в своих дальнейших действиях.

Вспомним — такая методика была недолгое время спустя взята на вооружение первыми диссидентами. Которые решили Основной закон страны, Конституцию, воспринять с той же наивной буквальностью…

Запрет на фильм «Человек ниоткуда» был снят только в 1988 году решением Госкино СССР и конфликтной комиссии Союза кинематографистов СССР, после чего фильм был вновь показан в кинотеатрах.

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»