Алексей Баталов
Алексей Баталов (20 ноября 1928, Владимир — 15 июня 2017, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец) и общественный деятель.
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в театральной семье. Отец — актёр МХАТа Владимир Баталов (театральный псевдоним — Аталов), мать — актриса Нина Ольшевская. Когда Алексею было пять лет, родители расстались. Мать вышла за писателя Виктора Ардова. В их квартире на Ордынке бывал весь цвет русской интеллигенции — Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Юрий Олеша.
С Ахматовой у Баталова связано множество воспоминаний. Как-то она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар — чтобы вернувшийся из армии Алексей купил себе одежду. А он приобрел… подержанный «Москвич». И назвал его Аннушка.
В 1950 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С.К.Блинникова и В.Я.Станицына).
После окончания Школы-студии был призван в армию и до 1953 года служил актером Центрального театра Советской Армии.
В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ имени Горького.
В 1957-1975 годах — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм».
В кино с 1944 года (эпизод в фильме «Зоя»).
Первой женой Алексея Владимировича была подруга детства Ирина Ротова. В 1955 году родилась дочка Надя. На съёмках «Дело Румянцева» влюбился в девятнадцатилетнию цирковую наездницу Гитану. Через несколько лет они смогли пожениться. Когда актёру исполнилось 40, а Гитане 28, родилась их дочь Мария. В этот день навсегда закончилась цирковая карьера Гитаны, а Баталов, один из самых востребованных актёров, стал принимать лишь предложения, от которых невозможно отказаться. Супругам пришлось отвоёвывать малышку у церебрального паралича.
Любовь Алексея и Гитаны Баталовых помогла их дочери найти себя в жизни, получить профессию.
В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей «Казаки» Л. Н. Толстого, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Поединок» А. В. Куприна, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и другие.
— Судьба распорядилась так, что без малого два года был я отделен от театра и от киностудий, от общения с живыми актёрами, — говорил Алексей Владимирович. — Именно тогда мой наушник, а потом тихо звучащий транзистор неназойливо и очень терпеливо повели меня в радиомир, подаривший мне множество светлых минут и добрых раздумий…
Читал Баталов, как играл в кино, — самозабвенно, эмоционально. И однажды ему предложили прочитать по радио «Малую Землю» Леонида Брежнева. Актёр не смог пойти на сделку с совестью. Удивительно, но этот дерзкий поступок сошёл ему с рук.
Преподавал во ВГИКе на кафедре актёрского мастерства с 1975 года.
С 1981 года — профессор.
С 1989 года — заведующий кафедрой актёрского мастерства. Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.
Многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».
С 2007 года был Президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Несколько лет являлся президентом одного из крупнейших российских кинофестивалей «Московская премьера».
Писал стихи, сценарии. Автор книг «Судьба и ремесло» (1984), «Диалоги в антракте», а также мемуаров.
Ушёл из жизни 15 июня 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище Москвы, рядом с матерью, как завещал сам актер.
Заслуженный артист РСФСР (6.08.1964)
Народный артист РСФСР (1969)
Народный артист СССР (29.12.1976)
Герой Социалистического Труда (9.03.1989)
Любимейший артист. Интеллигент. Образец.
Баталов не нуждается в «определениях». Зрители его запомнили и полюбили благодаря отличным фильмам Иосифа Хейфица, по праву входящим в золотой фонд нашего киноискусства – «Большая семья», «Дело Румянцева», позже – «Дорогой мой человек». В историю же мирового кино актёр, которому на тот момент не исполнилось и тридцати, вошёл с картиной Михаила Калатозова «Летят журавли», в далёком 1958-м победившей на Каннском кинофестивале.
Отдельной строкой следует упомянуть его режиссёрские работы – экранизации гоголевской «Шинели», «Игрока» Достоевского и главное – «революционной» сказки Юрия Олеши «Три толстяка». В ряде картин актёр прочёл «текст от автора» — что тоже получилось у него так, как не получилось бы ни у кого другого. Всё дело в голосе, в его неповторимой мягкости, в теплоте его интонации. В голосе, который хорошо знаком и совсем юным зрителям – благодаря анимационной «Горе самоцветов», многие серии которой открываются прологом, озвученным также Баталовым.
Гоше из фильма «Москва слезам не верит» было 88 лет, за которые он успел сняться более чем в 30 картинах. Баталов был джентльменом советского кино, всегда оставаясь верным себе, и он многому мог бы научить о жизни.
Найти второго такого, как Алексей Баталов, невозможно, как всякая Личность он неповторим. И нам остаётся только радоваться тому, что мы жили с ним в одно время. С ним – действительно с Великим.