Сегодня 79 лет со дня рождения Вертинской Анастасии Александровны
Анастасия Вертинская (родилась 19 декабря 1944, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из красивейших актрис в истории мирового кинематографа, ярчайшая представительница золотого века советского кино. Наиболее известные фильмы с участием актрисы — «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет», «Война и мир», «Анна Каренина», «Не горюй!», «Влюбленные», «Случай с Полыниным», «Тень», «Безымянная звезда».
Ассоль, Гуттиэре, Офелия, Кити Щербацкая, Лиза Болконская, Мона из Безымянной звезды — это все она-девушка не из народа, сказочная, неземная, волшебная.
Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Отец — Вертинский Александр Николаевич (1889-1957), великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактер, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни. Мать — Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса (1923-2013). Сестра — заслуженная артистка РСФСР Марианна Вертинская (род. 1943). Марианна родилась в Шанхае (в трёхмесячном возрасте, как сама шутила, совершив «своё первое путешествие за границу»), Анастасия — в Москве, в гостинице «Метрополь», где семья провела три года, прежде чем получила квартиру на улице Горького, 14.
У сестёр было счастливое детство, родители постарались дать им наилучшее образование, особый упор при этом делая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. «Отец старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», — позже вспоминала Анастасия Вертинская.
В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, но её не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой». Затем она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам, но всё изменилось в 1960 году.
Когда к режиссёру Александру Птушко, искавшему исполнительницу главной роли в фильме «Алые паруса», пришла девочка-подросток в спортивном костюме с короткой стрижкой, он поначалу собирался отказать ей в пробе. Только после того, как Вертинской подобрали длинный парик и переодели её в платье, Птушко разрешил сделать несколько снимков, оценил выразительность внешности пятнадцатилетней школьницы и утвердил её на роль Ассоль в фильме, где снялись также Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев (героиня Вертинской говорила в фильме голосом актрисы Нины Гуляевой, которая позже рассказывала, что «Насте было 15 лет, и она не смогла профессионально озвучить свою героиню, поэтому режиссёр пригласил на озвучание меня»).
Фильм «Алые паруса», появившийся на экранах страны в 1961 году и снискавший громадный зрительский успех, сразу сделал молодую актрису знаменитостью. Только за первый год проката фильм посмотрели 23 миллиона зрителей. сразу «Алые паруса» сделали молодую актрису знаменитостью.
В следующем году новая удачная роль – Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», поставленной по книге Александра Беляева. Фильм «Человек-амфибия» стал лидером советского кинопроката 1962 года — 65 млн зрителей.
В 1962 году актрису приняли в труппу Московского театра имени Пушкина.
В 1967 году окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина.
В 1967-1968 годах — актриса театра имени Евгения Вахтангова,
В 1968-1980 — актриса театра «Современник». Актриса МХАТа (1980-1989).
Одной из лучших киноработ Анастасии Вертинской стала роль Офелии в «Гамлете» – известной экранизации шекспировской пьесы, созданной Григорием Козинцевым. Актриса продолжала успешно играть в кино и на телевидении, удачными были и роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1966-1967, фильм удостоен приза Американской киноакадемии «Оскар») и роль Китти в фильме «Анна Каренина» (1968). За «Анной Карениной» последовали картины: «Влюблённые», «Не горюй!» (режиссёр Георгий Данелия, по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен»), «Случай с Полыниным» (по повести Константина Симонова), «Преждевременный человек» (режиссёр Абрам Роом, по незавершённой повести Максима Горького «Яков Богомолов»), «Человек на своем месте»…
Почти одновременно с работой в картине по повести Максима Горького Анастасия Вертинская снялась в фильме по сказке Шварца «Тень». В 1978 году Михаил Козаков снял телевизионный фильм «Безымянная звезда» по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастиана с Анастасией Вертинской в главной роли.
И на экране, и на сцене Анастасия Вертинская воплощает образы литературных героинь из произведений самых разных форм и жанров, сочинённых писателями самых разных эпох и направлений. Она – актриса утончённой психологической глубины и, по словам выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса, «столь физически естественна и обладает такой изысканной актёрской грацией, что это кажется порой невероятным».
В уникальном театральном эксперименте Анатолия Эфроса – постановке «Бури» Уильяма Шекспира Анастасия Вертинская сыграла сразу две роли – Просперо и Ариэля.
В 1989 году российские зрители смогли увидеть её необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле «Мираж, или Дорога русского Пьеро», приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.
Последняя роль в театре – в спектакле «Имаго» в постановке Нины Чусовой.
В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным актриса преподавала актёрское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром «Комеди Франсез», в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе). На сцене парижского театра «Nanterre des Amandiers» вместе с учениками поставили спектакль «Чехов. Акт III», куда вошли третьи акты из «Дяди Вани», «Трёх сестер» и «Вишнёвого сада».
В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актёров (с 1996 года — Благотворительный фонд актёров).
А.А. Вертинская являлась автором телепрограмм «Золотое сечение» и «Другие берега» (канал ОРТ).
Анастасия Вертинская уже несколько лет не снимается в кино и не играет в театре. Актриса неожиданно начала заниматься кухней в ресторанах своего сына, Степана Михалкова. Она контролирует работу поваров в трёх отнюдь не последних московских заведениях.
Замкнутая, живущая в своем собственном мире, Вертинская, практически не дает интервью, не жалует акул пера и не появляется на телевидении. Актриса живет интересами своей семьи и трепетно хранит память о прошлом. Она можно сказать ушла из актерской профессии, но имя ее уже давно стало легендой имени самой себя.
Заслуженная артистка РСФСР (11.08.1980)
Народная артистка РСФСР (17.03.1988)