Студии и сообщества

О студии «Союзмультфильм»

«Союзмультфильм» — советская и российская государственная киностудия по производству мультипликационных фильмов. Является крупнейшей киностудией анимационных фильмов. За время ее существования выпущено более 1,5 тысяч мультфильмов в разных жанрах и художественных техниках: кукольной, пластилиновой и рисованной. Многие фильмы обогатили «золотой фонд» мировой анимационной классики, были отмечены престижными международными и российскими премиями и наградами, стали неотъемлемой частью русской культуры.

***

Киностудия «Союзмультфильм» (до 20 августа 1937г. Союздетмультфильм) образована приказом Главного Управления Кино и Фотопромышленности 10 июня 1936 г. из коллективов мультмастерских «Межрабпомфильма» и «Мосфильма» на базе мультстудии ГУКФ. В штат новообразованной студии вошли известные мастера рисованного кино — И.П.Иванов-Вано, П. Ходатаева, В.С. и З.С. Брумберг, В.Г. Сутеев, Д.Н. Бабиченко, А.В. Иванов, П.П. Сазонов, мультипликаторы Б. Дежкин, Г. Козлов, Р. Давыдов. Ф. Епифанова, Г. Филиппов, Б. Титов; художники Н. Рейтман, В. Бочкарев, А. Трусов, П. Носов и другие. Первые годы существования студии (1936-1938) были отданы освоению целлулоидной технологии (т.н. «Диснеевского конвейера»), необходимой для массового производства рисованных картин. Большую роль в организации производства сыграл первый директор студии Н.М. Кива. Но уже в это время появлялись удачные в художественном отношении картины (в первую очередь фильмы В. Сутеева «Колобок», «Шумное плавание» и др.). В 1939-41 году стали появляться ленты, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» отечественного кино — «Лимпопо» и «Бармалей» Л. Амальрика и В. Полковникова, «Мойдодыр» И. Иванова-Вано, «Дядя Степа» и «Муха-Цокотуха» В. Сутеева, политические плакаты Д. Бабиченко и др. С 1937 г. на студии начал применяться цвет.
В 1941-1943 гг. студия эвакуирована в Самарканд, многие сотрудники студии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенные успехи «Союзмультфильма» — выпуск первого полнометражного (часового) рисованного фильма «Конек-Горбунок» И. Иванова-Вано (1947), картин В. и 3. Брумберг «Пропавшая грамота» (1945) и «Федя Зайцев» (1948), фильма Л. Амальрика и В. Полковникова «Серая Шейка» (1948), лент, созданных ленинградцами М. Цехановским («Цветик-семицветик», 1948) и М. Пащенко («Песенки радости», 1946 — первый фильм студии, награжденный на международном кинофестивале — Венеция, 1947). В режиссуре осваиваются Б. Дежкин и Г. Филиппов («Тихая поляна», 1946; «Кто первый?», 1950 и др.). В 1940-50-е годы на студии появляются новые художники — выпускники ВГИКа и других учебных заведений — известные графики и книжные иллюстраторы — Е. Мигунов, А. Сазонов, Л. Мильчин, Л. Шварцман, Л. Азарх, А. Винокуров, В. Никитин, А. Савченко, П. Саркисян, П. Репкин, С. Русаков и др. Начиная с 1945 года, несколько раз набираются курсы художников — мультипликаторов — сперва 8-месячные, затем — двухгодичные.
В 1950-е годы студия выпускает известные фильмы «классического» направления — преимущественно детские, часто основанные на применении «эклера» (ротоскопа) (особенно в 1950-55гг.) В этот период сняты такие знаменитые ленты, как «Каштанка» (1952), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) М. Цехановского, «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957) Л. Атаманова; «Волшебный магазин» (1953) Л. Амальрика и В. Полковникова; «Заколдованный мальчик» (1955), «Оранжевое Горлышко» (1954) В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой; «Снегурочка» (1952), «Двенадцать месяцев» (1956), «В некотором царстве…» (1957) И. Иванова-Вано; «Дедушка и внучек» (1950) А. Иванова; «Первая скрипка» (1958) и «Миллион в мешке» (1956) Д. Бабиченко; «Кораблик» (1956), «Снеговик-почтовик» (1955), «Кошкин дом» (1958) Л. Амальрика; «Ночь перед Рожеством» (1951), «Остров ошибок» (1955) В. и З. Брумберг; «Ореховый прутик» (1955) И. Аксенчука; «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Непослушный котенок» (1953) М. Пащенко; «Необыкновенный матч» (1955) и «Старые знакомые» (1956) М. Пащенко и Б. Дежкина, »В яранге горит огонь» О. Ходатаевой и Л. Аристова (1956); «Петя и Красная шапочка» (1958) Е. Райковского и Б. Степанцева. В 1957 году возрождается жанр мультплаката ( «Чудесница» А. Иванова — 1957г. и др.). В 1953 году организовывается Объединение кукольных фильмов (первое в СССР после войны). Первый успех объединения — фильм Е. Мигунова «Карандаш и Клякса — веселые охотники”. Долгое время в кукольном объединении снимают в основном кукольные спектакли с добавлением покадровой съемки. Но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернуто уже на высоком уровне. Об этом говорят работы таких режиссеров, как В. Дегтярев, А. Каранович, Р. Давыдов, Р. Качанов.
Начало 1960-х годов ознаменовано творческими поисками и экспериментами — как в рисованном («Козленок» Р. Давыдова, 1961; «Большие неприятности» В. и З. Брумберг, 1961; «Знакомые картинки» Е. Мигунова,1957; «История одного преступления» Ф. Хитрука, 1962; «Ключ» Л. Атаманова, 1961), так и в кукольном кино («Баня» А. Карановича и С. Юткевича, 1962; «Машенька и медведь» Р. Качанова, 1960; «Конец Черной топи» В. Дегтярева, 1960). С этого времени начинается период огромного диапазона стилистических, жанровых, тематических направлений в творчестве художников и режиссеров, живущих единым студийным коллективом, характерного для мультипликации 1960-70-х и начала 1980-х годов. Количество международных наград, возраставшее в течение 1950-х годов, в это время уже исчисляется десятками. В новых поисках ярко проявляют себя как ветераны студии (И. Иванов-Вано — «Левша», 1964, «Поди туда — не знаю куда…», 1966; Л. Атаманов — «Пастушка и трубочист», 1965, «Балерина на корабле»,1969, “Скамейка”,1967; Л. Амальрик — «Про бегемота, который боялся прививок», 1966, «Дюймовочка», 1964; В. и З. Брумберг — «Tри толстяка», 1963, «Кот в сапогах», 1968; Б. Дежкин — «Чиполлино», 1961, «Снежные дорожки», 1963, «Шайбу! Шайбу!!», 1964, «Матч-реванш», 1968; В. Полковников — «Тараканище», 1963, «Кот-рыболов», 1964; А. Снежо-Блоцкая — «Баранкин, будь человеком”, 1963, так и недавно пришедшие в режиссуру художники (Б. Степанцев — «Окно», 1966, «Вовка в Тридевятом царстве», 1965; Ф. Хитрук – “Топтыжка”, 1955, “Каникулы Бонифация”, 1965, «Человек в рамке”, 1966, «Фильм, фильм, фильм”, 1968, и др.). Дебютируют в режиссуре В. Пекарь и В. Попов («Случилось это зимой», 1968 и др.), В. Котеночкин («Лягушка-путешественница”, 1965, «Межа», 1967), Н. Мильчин (“Бабушкин зонтик”,1969), Е. Гамбург (“Шпионские страсти”, 1967), А. Хржановский («Жил-был Козявин», 1966, «Стеклянная гармоника», 1968). В кукольном объединении самые яркие работы 60-х годов — фильмы Р. Качанова «Потерялась внучка”, 1966, «Варежка», 1967; В. Дегтярева «Кто сказал мяу?”, 1962, «Тимошкина елка», 1966, “Козленок, который считал до десяти», 1968 и др., И. Иванова-Вано и Л. Мильчина (см. выше). Яркие дебютанты кукольного кино этого времени — В. Курчевский («Мой зеленый крокодил», 1966, «Легенда о Григе”, 1967, «Фратишек», 1967), Н. Серебряков (Я жду птенца», 1966, «Не в шляпе счастье», 1968, «Клубок», 1968), а также М. Камецкий и И. Уфимцев («Чьи в лесу шишки?» 1965 и др. картины). В шестидесятые и семидесятые годы заявляют о себе художники A. Курицын, С. Алдимов, А. Спешнева, М. Соколова, Н. Днигубский, М. Жеребчевский, Д. Менделевич, В. Лернер, И. Урманче, Т. Полетика, В. Зуйков и другие.
На рубеже 1970-х годов возникает созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: “Маугли” (Р. Давыдов, 1967-71), «Малыш и Карлсон» (Б. Степанцев, 1968-70), «Умка» (1969-70, В. Пекарь и В. Попов), «Ну, погоди!» (В. Котеночкин 1969-93, Госпремия СССР 1988г.), «Бременские музыканты» И. Ковалевской и «По следам Бременских музыкантов» В. Ливанова (1969-73), «Винни Пух” (Ф. Хитрук, 1969-72), “Крокодил Гена» (Г. Качанов 1969-83). С 1969 года выпускается альманах “Веселая карусель”, где пробуют силы режиссеры, определившие «лицо» мультипликации в 1970-80 годы (А. Петров, В. Угаров, Г. Баринова, Л. Носырев, Г. Сокольский и др.). Осуществляются первые совместные постановки с зарубежными студиями («Странная птица”, 1969 – с Загреб — Фильмом; “Юноша Фридрих Энгельс”, 1970 — со студией “ДЕФА”. В 1970-80 годы подчас уже каждый режиссер разрабатывает свое направление: И. Ковалевская — музыкальный фильм («Катерок”, “В порту”, ”Как Львенок и Черепаха пели песню”), Р. Давыдов – исторические ”полотна” («Василиса Микулишна», “Детство Ратибора”), Ф. Хитрук – фильмы-притчи («Остров”, “Икар и мудрецы”), Б. Дежкин – спортивный фильм и фильм-концерт (“Футбольные звезды”, “Метеор на ринге”), Г. Качанов – лирические детские картины («Письмо», «Аврора»), В. Курчевский – экранизация «большой” литературы и фильмы, объединенные темой судьбы художника («Мастер из Кламси», «Пер Гюнт», «Тайна запечного сверчка»), Е. Гамбург – пародию и сатирический фильм (“Голубой щенок, «Ограбление по…», «Пес в сапогax”), Л. Носырев – экранизация сказок С. Писахова и Б. Шергина («Не любо – не слушай”, «Дождь», «Волшебное кольцо»), В. Пекарь — этнографическую серию (‘Легенды перуанских индейцев» и др.), Б. Тарасов — фантастику («Контакт», «Пуговица»). М. Каменецкий, И. Уфимцев, В. Данилевич и другие мастера кукольного объединения по-прежнему большое внимание уделяют детской аудитории. М. Каменецкий — «Заветная мечта”, “Самый маленький гном», «Боцман и попугай”, «Волк и Теленок»; И. Уфимцев — «38 попугаев» «Ежик плюс черепаха», «Три лягушонка»; В. Данилевич — «Пластилиновый ежик», «Хвастливый мышонок» и др. Поиски мастеров цеха объемной анимации выявляются в картинах “Времена года» И. Иванова-Вано, «Сеча при Керженце» И. Иванова-Вано и Ю. Норштейна, «Золоченые лбы”, «Ваня Датский”, «Поезд памяти» Н. Серебрякова, в лентах новых режиссеров: И. Гараниной (»Журавлиные перья”, «Бедная Лиза», «Балаган»), Ю. Норштейна («Лиса и заяц», “Заяц и журавль», «Ежик в тумане»). Широкую популярность завоевывают такие разные картины, как “Шелкунчик» Б. Степанцева, “И мама меня простит» и «Полигон» Ан. Петрова, разработавшего уникальный метод съемки «натуралистического» изображения (т.н. «фотографику”). «Шкатулка с секретом», «На задней парте”, «Халиф-аист» В. Угарова, «Котенок по имени Гав» Л. Атаманова, «Бобик в гостях у Барбоса» и «Трое из Простоквашино» В. Попова; картины И. Аксенчука, Г. Бариновой, Г. Сокольского, И. Головановой, Л. Мильчина, Ю. Прыткова — мастеров разных поколений и пристрастий. Особняком стоят поиски А. Хржановского («В мире басен», ‘»Дом, который построил Джек»), и особенно его трилогия по рисункам А.С. Пушкина /Госпремия РСФСР 1986 г.). Лауреатами Госпремии СССР становятся Ф. Хитрук (1976,1982), Ю. Норштейн, Ф. Ярбусова и А. Жуковский (1979) и другие мастера киностудии. В 1970-е годы на «Союзмультфильме” производится в среднем около тридцати фильмов в год, он считается крупнейшей в Европе студией анимации.
К 1980-м годам списки режиссеров пoпoлняют имена Г. Бардина («Конфликт», «Брак!», «Банкет», «Выкрутасы» и др.), Э. Назарова («Жил-был пес”, «Путешествие муравья»), С. Соколова («Догада», «Черно-белое кино») и других. Продолжают выпускаться картины, увеличивающие число поклонников студии и международных наград — «Тайна третьей планеты» Р. Качанова (Госпремия СССР 1983г.), «Возвращение блудного попугая» В. Караваева, «Контакты, конфликты» Е. Гамбурга, «Про Сидорова Вову» и «Мартынко» Э. Назарова, «Осторожно, обезьянки!» Л. Шварцмана и М. Мирошкиной, «Геракл у Адмета» Ан. Петрова, фильмы В. Кафанова, А. Шелманова, А. Туркуса, E. Пророковой, Н. Шориной, Н. Дабижа, А. Горленко, А. Давыдова, Е. Ганрилко и других художников подтверждают высокий творческий потенциал студии. Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1986г. за заслуги в развитии советского киноискусства студия «Союзмультфильм» награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Но к середине 1980-х годов «Союзмультфильм» лишается большого числа мастеров, ушедших из жизни, либо оставивших работу и вышедших на пенсию, центробежные тенденции отечественного кино проявляются и на «Союзмультфильме” уходом со студим большинства режиссеров и художников — Ю. Норштейна, чей фильм «Сказка сказок» (1979) признан международным рейтингом в США в 1984 году лучшим фильмом всех времен и народов, Г. Бардина, В. Караваева, В. Котеночкина и многих других. Заботы о воспроизводстве кадров руководство не предпринимает. Производство фильмов в 1990-е годы сильно падает.

В первой половине 1990-х годов студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение. В 1990-е годы «Союзмультфильм» работает и как производственная база для других студий («Кристмас Филмз», «Аргус Интернейшнл», Школа-студия «ШАР», «Ренешанс», «Студия 13», «Крис», «Полинкевич» и др.). Среди лучших фильмов, снятых на студии в 1984—1990 годах: «Мартынко» Э. Назарова, «Возвращение блудного попугая» В. Караваева, «Серый волк энд Красная шапочка» Г. Бардина, «Пейзаж с можжевельником» А. Хржановского, «Машенька» С. Олифиренко, «Теремок» С. Косицына, «Подружка» и «Притча о мыши» Е. Гаврилко, «Кот и К°» А. Гурьева, «Нити» И. Максимова, «Медвежуть» А. Туркуса, А. Шелманова, В. Кафанова, «Про любовь и муху» А. Ушакова, «Влюбчивая ворона» М. Муат.
В 1993 году законодательно закрепляется право киностудий на использование прав произведённых ими фильмов. В этом же году директором студии становится С. Скулябин. В 1996 году начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 году С. Скулябина увольняют, но в августе этого же года он осуществляет захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме борьбы. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование. 30 июня 1999 года государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“». В её ведение отдаются помещение, производственная база и права на коллекцию фильмов.

В 2004 году принято решение об образовании ФГУП «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“», занимающегося правами на коллекцию фильмов, и ФГУП ТПО «Киностудия „Союзмультфильм“», где сосредоточено кинопроизводство.
Постепенно происходит техническое переоснащение студии. Начинается работа над полнометражным кукольным фильмом Станислава Соколова «Гофманиада» (в 2010 году окончена первая часть картины — «Вероника», премьера фильма ожидается в начале 2018 года). В 2008—2009 годах «Фильмофонд» преобразуется в «Объединённую государственную киноколлекцию» (ОГК). К этому времени ТПО «Союзмультфильм» находится на грани разорения и банкротства.
Безраздельное владение ОГК правами на персонажи, низкие авторские отчисления, непрозрачность их расчётов и плачевное положение студии вызывают возмущение бывших сотрудников «Союзмультфильма», выразившееся в ряде открытых писем Президенту Российской Федерации. В 2011 году Владимир Путин на встрече с режиссёрами-аниматорами принимает решение об упразднении ОГК и передачи коллекции в ведение ТПО.

В 2011 году киностудия «Союзмультфильм» существует за счёт использования авторских прав на «золотой фонд» отечественной мультипликации. Больше десяти лет длится работа над полнометражным кукольным мультфильмом «Гофманиада», который начат в 2001 году и планируется к премьере в начале 2018 года.
9 июня 2011 года, накануне 75-летия киностудии, российские мультипликаторы — Юрий Норштейн, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский и Эдуард Назаров — опубликовали в «Новой газете» открытое письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, в котором призвали российские власти сделать государственную студию мультипликационных фильмов национальным проектом и выделить необходимое финансирование.

В 2013 году запустилось производство короткометражной анимации для детей, вышли новые выпуски мультсборника «Весёлая карусель», сценарий для которых мог написать любой желающий.
На обновлённой студии был снят кукольный мультфильм режиссёра Сергея Струсовского «Привередливая мышка» (2013), который получил немало наград, в том числе и международных. Также выпустили мультфильм режиссёра Дмитрия Высоцкого «Пык-пык-пык» (2014), поучаствовавший в различных фестивалях и получивший большое количество наград. Идут съёмки полнометражного мультфильма «Суворов» о подвигах великого русского полководца Александра Суворова.
Осенью 2017 года состоялся переезд киностудии в отремонтированное здание в районе Останкино. Новые помещения оборудованы с учетом современных технологий и традиционных методов анимационного производства. В производство запущены 7 сериалов: «Простоквашино», «Богатырята», «Приключения Пети и Волка», «Пиратская школа», «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Циферки» для разных возрастных групп и 15 короткометражных фильмов. Началась работа по оцифровке плёночного материала — накопленного мультипликационного наследия. В кинотеатрах возобновился показ мультфильмов киностудии последних трёх лет в форме альманахов. В программе развития киностудии до конца 2017 года — организация выставки уникальных кукольных персонажей и декораций полнометражного фильма «Гофманиада», открытие Музея и Детского интерактивного центра.
28 мая 2018 года «Союзмультфильм» создал одноимённый YouTube-канал. Там будут загружаться не только ранее выпущенные картины, включая «Простоквашино», но и все короткометражные мультфильмы, выпущенные за последние десять лет (с 2007 по 2018)

Официальный канал: souzmult.ru

Метки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Alert: Контент защищен!
Close