ЗвездаВедущий актер

Алексей Смирнов

Алексей Смирнов (28 февраля 1920, Данилов, Ярославская губерния, РСФСР — 7 мая 1979, Ленинград, СССР) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1976). Участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней.
Смирнов получил широкую известность благодаря комедийным ролям в кино, наиболее известной из которых стал тунеядец Федя из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Позже он был «открыт» зрителю как талантливый драматический актёр, прежде всего, благодаря роли механика Макарыча в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“».

Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской губернии в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых. В середине 1920-х семья переселилась в Ленинград. Макар Степанович рано умер, и Анна Ивановна осталась с двумя детьми: кроме старшего сына Алексея был ещё и младший Аркадий. Жили Смирновы в коммунальной квартире по адресу ул. Петра Лаврова, д. 44.

Ещё в школе Алексей Смирнов начал играть в драмкружке. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Там Смирнов успел сыграть всего лишь одну роль — Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари».

Окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии (1940).

После её окончания Смирнов некоторое время работал актёром эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. Дослужился до должности командира огневого взвода 169 орденоносного минометного полка, старшины (по некоторым данным младшего лейтенанта). За мужество и героизм, проявленные на фронте, он стал кавалером двух орденов Славы. Однако завершить войну в Берлине ему так и не удалось: во время одного из боев Смирнов был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован.

Слуги Бармалея из кинофильма «Айболит-66» (слева направо): грустный слуга – Фрунзе Мкртчян, веселый слуга – Алексей Смирнов.

Вернувшись в Ленинград, где жила мама, он вскоре предпринял новую попытку вернуться на сцену и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Сначала играл в массовках, затем получил ряд ролей второго плана. Учитывая внешность актёра, режиссёры обычно доверяли ему роли откровенно комические. Любой выход этого актёра на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье.

В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музкомедии.

Слава об актёре-комике довольно быстро распространялась тогда не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1958 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл в нём буржуйчика — единственного героя в этой серьёзной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие этого актёра.

До 1946 года — артист эстрады, в 1946-1952 годах — актёр Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, в 1952-1961 годах — артист Ленгосэстрады. С 1962 года — актёр киностудии «Ленфильм».

В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший приём у публики: «Полосатый рейс» (режиссёр Владимир Фетин) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Александр Роу).

Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный приём. После этого успеха актёр Смирнов начал свое триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны.

Между тем в повседневной жизни Смирнов был несколько иным человеком, чем его экранные герои. Он был убеждённый холостяк, и единственной женщиной, которая коротала с ним дни в ленинградской коммуналке, была его мама, которую он безумно любил. Жили они скромно, совсем не так, как принято жить семье актёра, имеющего всесоюзную славу. Хотя иногда артистическую тусовку сотрясали слухи о шумных гулянках Смирнова, которые он устраивал или на съёмочной площадке или в стенах родного театра.

Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. Он стал часто выпивать, его одолевали различные болезни. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино, — во время съёмок он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья.

Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром» (1976), где артист сыграл фокусника по фамилии Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами.

Из-за болезней актер не сумел сняться в фильме Леонида Быкова — «Аты-баты, шли солдаты…» (1976), куда тот его настойчиво приглашал. А в апреле 1979 года Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Смирнов в те дни находился в ленинградской больнице и ничего не знал о трагедии. Только накануне выписки, 7 мая, кто-то из врачей сообщил ему об этом. Знай он, что последует после этого, наверняка остерёгся бы даже заикаться об этом. Услышав скорбную весть, Смирнов лёг на кровать, отвернулся к стене и умер. Ему было всего лишь 59 лет.

Похоронен актёр на Южном кладбище в Ленинграде (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила). Впоследствии стало известно, что он хотел быть похоронен под вальс «На сопках Маньчжурии», но так как последние несколько лет актёр вел крайне замкнутый образ жизни, во время похорон об этом никто не знал.

14 сентября 2011 года по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 44 была открыта мемориальная доска памяти Алексея Макаровича Смирнова. В 2011 году в Харькове был установлен памятник Алексею Смирнову в роли механика Макарыча из фильма «В бой идут одни „старики“».

 

Метки

Похожие сообщения

Добавить комментарий

error: Alert: Контент защищен!
Close